«32 августа», или «Приди погреться на мой костер…»

В первые выходные дни сентября поблизости от подмосковного посёлка Подосинки у малой речки Скорогодайки прошёл лесной фестиваль авторской песни под названием «32 августа». Здесь побывали обнинские любители этого некогда широко известного в узких кругах жанра. И всё же, жива ещё авторская песня или, как теперь говорят, давно уже не в тренде? Увиденное и услышанное на фестивале позволяет заявить, что скорее первое, чем второе. И это не может не радовать.

Всё-таки большинству читателей, наверное, не надо объяснять, что такое авторская песня, и какова её история. Имена первых и лучших исполнителей – Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора – и сегодня ещё на слуху, благодаря многочисленным растиражированным аудиозаписям из проекта «Песни нашего века» или кассет, дисков с песнями отдельных бардов. И, скорее всего, именно отсутствие на прилавках киосков и музыкальных магазинов имён современных молодых авторов-исполнителей наводит на мысль о смерти жанра.

В конце 80-х авторская песня с кухонь и лесных полян переместилась в концертные залы и на стадионы. И попала в ту же ловушку, что и многие другие жанры. Многие из тех, кто авторских песен никогда не писали, но претендовали на звание бардов, почувствовали в этом единственный шанс на «раскрутку» и вышли на первый план. И поколение, привыкшее к камерности и задушевности исполнителей, решило, что КСП больше не существует. Эпоха повального увлечения авторской песней сменилась упадком, а фестивалей почти не осталось. Да и те, что остались, обвинялись знатоками в изобилии случайных людей (и зачастую справедливо), а жюри – в предвзятости и поощрении кича, а не стихов и мыслей.

Но в середине 90-х годов ситуация начала меняться. После практически полной потери интереса к авторской песне вдруг появились молодые люди, сразу проявившие себя как сложившиеся авторы и исполнители. Самым наглядным примером этого процесса может служить возникшая в середине 90-х годов в Москве творческая ассоциация «32 августа». Большинство её членов – самобытные авторы, тогда им было едва за 30. За короткое время в число «ассоциантов», как они себя называют, вошли поэты-певцы из Казани, Нижнего Новгорода, Петербурга – и процесс этот продолжается.

Чтобы составить впечатление о творчестве тех, кто входит в объединение «32 августа», нужно просто послушать их песни. Сделать это нетрудно: осознав необходимость широкой публичной деятельности как основы творческого роста, «ассоцианты» выступают часто и с удовольствием, не делая при этом разницы между фестивальными полянами и официальными концертными площадками. В частности, их можно послушать на «Обнинской ноте», фестивале авторской песни, который ежегодно проходит в нашем городе уже более 15 лет. Игорь Белый, Татьяна Пучко, Дмитрий Авилов, Ирина Анциферова – записи основателей ассоциации можно свободно найти в интернете. «32-е августа» фактически стало олицетворением нового поколения, пришедшего в авторскую песню в середине 1990-х годов. Об этом говорит и исследователь жанра Борис Жуков:

— Характерно, что мы можем уверенно выделить именно первое поколение бардов, а дальше поколенческие границы размываются. Александр Мирзаян, Владимир Ланцберг, Виктор Луферов, Вера Матвеева — это несомненное второе поколение, а сколько их было потом? Более-менее отчетливо выделяется только «поколение 32 августа» — во-первых, особенностями стилистики и эстетики, характерными практически для всех, кто дебютировал в середине 90-х, во-вторых, тем, что их появлению предшествует отчетливая пауза, занявшая всю первую половину 90-х».

Фестиваль авторской песни – это особый вид «творческого туризма», который позволяет оказаться среди красоты природы и увидеть разные редкости, которые приехали сюда тоже по какому-то счастливому совпадению! Так случилось и на этом слёте «32 августа». Это настолько ярко, что словами и не передать! Надо слушать. Стихи, музыка, исполнение – всё на уровне.

И вообще, фестиваль получился каким-то семейным, добрым, тёплым (хоть синоптики этого и не обещали). И дождя почти не было. Зато были песни, костры, купание в реке, собирание грибов и целых три дня сплошной нирваны в чудеснейшем сосновом лесу.

Организатор фестиваля – Татьяна Пучко. В её адрес звучало особенно много благодарностей от участников и гостей фестиваля.

— Много смеялись и пели народные песни (это особая стадия перезагрузки). Таня Пучко, спасибо тебе за то, что ты делаешь! Спасибо, что собираешь нас, таких разных, и перекрещиваешь на творческих путях! Спасибо за песни! Уехала с вдохновенным ощущением и планами в голове, – поделилась впечатлениями участница фестиваля Юлия Тузова.

А ещё на фестивальной поляне было много конкурсов, мастер-классов, весёлых розыгрышей и отдельно – детская сцена, где всех «лесных детей» анимировали практически нон-стоп к радости родителей.

Дети танцевали утреннее танго, предсказывали погоду, сделали сами компас, который честно указывал на север, писали иероглифы на крыльях журавлика, приготовили аппетитное лесное мороженое, собрали светящиеся грибы, поиграли в крокет половниками и луком, сделали настоящие песочные часы и сыграли две блестящих шахматных партии на гигантском поле. Дети слушали бардовские песни, написанные специально для них, и читали собственные стихи. А это значит, что лет через -дцать мы узнаем имена новых бардов. И они напишут и споют что-нибудь душевное, вроде этого (стихи Татьяны Пучко):

Пробила полночь, пришла среда,

На город упала тень.

Придёт декабрь и, как всегда,

Настанет Николин день.

Приди погреться на мой костер,

Не видя других огней.

Но чтоб между нами не было ссор,

Продай свою душу мне…

Е.Ершова

фото автора