Маркетри – искусство точных линий
Культура
С Олегом Мартынюком мы познакомились на выставке изделий маркетри Евгения Кондратюка в клубе боровского села Ворсино. Интервью с Кондратюком было опубликовано. Он в разговоре часто называл Мартынюка как своего коллегу в маркетри, но говорил, что делает тот всё по-своему — оригинально.
И вот теперь довелось встретиться с Олегом и поговорить об особенностях его творчества, о том, с чего началось это увлечение.
— Когда и где вы родились?
— В Обнинске, в 1955 году, когда, собственно, не было ещё города. Родители мои – Григорий Куприянович Мартынюк и Антонина Степановна Воробьёва. Мама в нашем городе — коренная, жила на улице Московской, а отец служил в стройбате. Здесь и познакомились.
— Где вы учились?
— До четвёртого класса в школе №2, а потом переехали мы на улицу Гурьянова, и я стал учиться в шестой школе, где рисование и черчение нам преподавал Юрий Егорович Астальцов.
В результате я с девятого класса начал учиться и в художественной школе, где среди преподавателей моих были Александр Шубин, Алексей Тихонов, Владимир Шахрай. Кстати, Владимир Романович и учил меня маркетри.
— Когда окончили школу, пошли учиться в институт?..
— Да, в Костромской пединститут, на художественно-графический факультет, где был факультатив маркетри, который вёл преподаватель с фабрики, расположенной напротив. Диплом я там защитил как раз по этой технике.
Вернувшись в Обнинск, я работал в нашей шестой школе, в кабинете, который был обустроен Юрием Астальцовым для рисования и черчения. А в 1978 году призвали меня в армию, я и там тоже занимался маркетри. Например, оформлял комсомольскую комнату. Все ордена, которыми награждён комсомол, были сделаны методом маркетри.
— После армейской службы где работали?
— Устроился в Малоярославце на фабрику «Русский подарок». Там изготавливали продукцию тоже методом маркетри. Было время, когда этих изделий было много, они продавались в каждом магазине. На фабрике тогда работало около трёхсот человек. А когда началась перестройка, а затем приватизация, то вскоре её купили частники, которые имели отношение к религиозной организации баптистов. Специалисты все разошлись…
— И что дальше?..
— Мне сказали однажды знакомые, что шпон с фабрики увозят и сжигают. Мне удалось часть взять себе. До этого хозяева продавали шпон, но у меня не было средств. В целом баптисты были люди хорошие, часть материала они использовали для оформления помещений.
— Где затем довелось работать?
— Устроился в Обнинске в учебный строительный комбинат, работал художником. Там недолго был, а затем по совету старших в семье перешёл в рекламную организацию, которая размещалась возле плотины (завод рекламного оборудования). Там главным художником был Владимир Шахрай, который в художественной школе учил меня маркетри. Там я работал до 1997 года. Потом ситуация поменялась.
Одно время работал по оформлению рекламы у предпринимателя Олега Колесникова, который когда-то в школе был моим учеником. Затем работал на предприятии, где делали аквариумы. Я изготавливал формы для крышек. Технологии изготовления поменялись, и мне пришлось уйти оттуда. И потом стал я работать на фирме, где делают деревянные лестницы.
— И сейчас там же?
— Да, здесь занимаюсь шлифовкой и покраской. А когда ушёл на пенсию, то работа стала непостоянной, и всё зависит от того, есть ли она в данный момент.
— А маркетри – это увлечение или главное дело?
— Это вроде хобби, потому что средств для существования на этом не зарабатываю. Я делаю это для души, хотя порой и появляется надежда, что кто-то купит.
— Это творчество?
— Творчество, потому что рисую, готовлю эскизы сам, а это свои мысли, идеи и вдохновение. А практика такая: готовлю эскиз, а потом на его основе режу шпон для формирования картины.
Кроме того, подбираю один общий фон из шпона, и переношу на него рисунок. Дальше идёт процесс вырезания гнёзд, куда прикрепляются кусочки шпона, изображающие части предметов, которые будут на картине. Затем наклеиваю на основу, шлифую, выравниваю и покрываю лаком. Размеры изделий зависят от композиции.
— На стене у вас висит изображение как-то по-другому сделанное. Что это?
— Моя дипломная работа, сделанная в художественной школе в 1972 году. Это техника изготовления называется интарсия.
— Над чем сейчас работаете?
— Сейчас работаю над серией с предварительным названием «Парковый романс-2». Это своеобразные картинки светской жизни второй половины 19 века.
— Сколько было уже было выставок ваших работ?
— Первая моя персональная выставка была в редакции газеты «Молодой ленинец», в Калуге ещё в советские годы. Корреспондент этой газеты обратил внимание на мои работы, которые выставлялись в общей экспозиции художников Обнинска, и мне предложили сделать персональную. В городских выставках я постоянно принимаю участие, на 50-летие города была такая. В феврале следующего года состоится персональная выставка к 65-летнему дню рождения. Такой вот возраст.
— А какие у вас планы?
— В творческом плане есть идея – сделать цикл картин с изображением орхидей. Жена вырастила в доме эти удивительные, прекрасные цветы. Надо сначала «поковыряться» в шпоне, найти подходящие варианты. Конечно, трудно будет сделать «львиный зев» у орхидей. Посмотрим… Постараюсь, чтобы вышло хорошо.
Беседовал В.Шапошников