Как вырастить мастеров своего дела. Начинаем со школьной скамьи

В новом учебном году новое развитие получила ранняя профилизация общеобразовательных школ. Открываются специальные классы, где дети, что называется, «с младых ногтей» могут погрузиться в ту или иную профессию. У нас в Обнинске в каждой школе есть свои идеи и уникальные направления развития учеников…

Что такое «Пятый И»?

В новом корпусе школы №18 в микрорайоне Заовражье открылся инженерный класс – пятый «И». Соглашение об этом было подписано ещё в июне между АНО «Корпоративная Академия Росатома», управлением общего образования администрации города и средней общеобразовательной школой «Время, вперёд!».

Школьников, захотевших учиться по новой образовательной программе, в Обнинске набралось 120 человек. Понятно, что это гораздо больше, чем один класс, поэтому образовался даже некий конкурс – примерно по три человека на место. Пришлось организовать отбор с тестированием по профильным предметам.

Как правило, такие классы формируются на базе старшей школы. А тут – пятиклашки… Не рановато ли?..

— Дело в том, что этот класс не для всех, а для тех, кто имеет особенное инженерное мышление. У современных людей развиты восемь типов интеллекта. И это — врожденное. Поэтому, если у тебя музыкальный интеллект, то ты никогда не станешь инженером. Когда проводили тестирование, то я, будучи гуманитарием, поняла, что мне лично очень сложно выполнять задания, предложенные детям. А некоторые «пятачки» выполняли их легко! И мы понимаем, что они идут по правильному пути, — рассказала Ирина Марутина, директор общеобразовательной школы «Время, вперёд!»

Помимо общеобразовательных предметов дети здесь обязательно посещают курсы внеурочной деятельности. Школьники изучают «3D моделирование», «Изготовление прототипов», «Мобильную робототехнику», «Каракури. Инженерное мышление», «Мехатронику/Робототехнику» и другие предметы.

— Если инженерный класс будет востребован, мы подумаем о том, чтобы создать классы этого профиля и в других обнинских школах, — пообещала заместитель главы горадминистрации в сфере образования Татьяна Волнистова.

Инженерные каникулы

К новому учебному году полностью обустроены аудитории, в которых дети будут изучать все эти непростые, но очень интересные предметы. Разумеется, подготовились и педагоги – прошли учёбу по специально разработанным программам повышения профессиональной квалификации.

Первый тематический урок в пятом «И» провёл первого сентября заместитель генерального директора корпоративной Технической академии Росатома Алексей Пономаренко на тему: «Ценности Росатома для школьников».

А после окончания первой четверти учеников этого класса ожидают инженерные каникулы: дети на предприятиях и в вузах нашего города будут проходить профессиональные пробы.

— У нас уже есть договорённость с обнинским Технопарком, ИАТЭ НИЯУ МИФИ, ГНЦ РФ ФЭИ, ОНПП «Технология» и с Технической академией Росатома. Наша задача организовать для ребят не просто экскурсию, а дать им попробовать себя в той или иной профессии, — уточнила директор школы №18.

Но инженерный класс – это необязательно навсегда. Если предпочтения изменятся, дети вполне могут выбрать себе другой «образовательный маршрут». Понять это поможет итоговое испытание в седьмом классе и экзамены — после девятого.

— У нас нет «крепостного права». У нас есть право выбора, и это прекрасно! – уверенаМарутина. 

Не столько для предпринимателей, сколько для предприимчивых

Есть в восемнадцатой школе и другие профильные классы — для десятиклассников. Это медкласс, который работает в содружестве с медицинским факультетом ИАТЭ и с МРНЦ им. А.Ф. Цыба.

— Примерно пять лет назад мы создали Школу юного медика — кружок для старшеклассников, который работал на площадке МРНЦ, — рассказывает Татьяна Волнистова. — Этот опыт оказался успешным, кружок был востребован, и выпускники этой школы уже пошли работать по профессии, в том числе и в медрадиологию. И потому мы с руководством этого научного центра решили открыть медицинский десятый класс в новой школе.

Есть и психолого-педагогический класс, который организовали в школе по запросу администрации города. И в этом году открылся первый предпринимательский класс на основе гуманитарного профиля. Там будут углублённо – по пять часов в неделю — изучать английский язык, а ещё — обществознание и экономику. И первый же набор показал, что и это направление в Обнинске пользуется спросом.

— По опыту проведения классных часов мы знаем, что старшеклассникам интересно встречаться с людьми, которые сумели добиться в бизнесе больших успехов благодаря своим способностям. Поэтому в этот класс тоже был конкурс. Но мы планируем воспитывать не столько предпринимателей, сколько предприимчивых людей. Они, может быть, и не будут все поголовно открывать свой бизнес, но будут замотивированы на активную деятельность, уметь переключаться с одной сферы деятельности на другую, будут хорошо разбираться в экономике, – поясняет Волнистова.

Сила коллективного труда

Ранняя профилизация образования приносит свои бонусы уже в процессе обучения. Школьники побеждают на предметных олимпиадах и различных конкурсах.

Например, недавно ученики обнинской школы №1 имени С.Т. Шацкого одержали победу на областном конкурсе «Юннат года» в номинации «Полеводство». Такого результата им удалось добиться, прежде всего, потому, что профиль этой школы – сельское хозяйство. Так сложилось исторически.

— Мы гордимся коллективом и учениками первой школы — наследниками великого педагога Станислава Теофиловича Шацкого. Они продолжают его дело. И вообще, школа — удивительная, там интересная и добрая аура! – восхищается Татьяна Волнистова.

Школа №1 взаимодействует с Всероссийским Институтом сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии. Ребята на своём приусадебном участке изучают эффективность удобрений, которые по программе импортозамещения разрабатывают наши специалисты.

Также у первой школы есть соглашение с филиалом Тимирязевской академии в Калуге и организованы профильные классы.

Опыт профориентационной работы, которая ведётся в школе, перенимают и другие муниципалитеты, как в Калужской области, так и в других регионах России.

А ещё ребята принимают участие в сельскохозяйственных ярмарках, где продают собственноручно выращенные овощи. А вырученные деньги распределяют на нужды школы. Например, несколько лет назад самые первые деньги, заработанные от продажи капусты, ученики решили потратить на шторы в актовом зале.

В летние месяцы в первой школе действует трудовой лагерь, и всё больше и больше детей вовлекаются в процесс сами и подключают родителей. Те удивляются: на дачу ребенка не затащишь, а вот на пришкольном участке работают с удовольствием.

А тут всё объясняется просто — это тоже продолжение и развитие педагогических идей Станислава Теофиловича Шацкого — такова сила коллективного труда и роскошь человеческого общения!

В. Смазнова