Сергей Лопухов. Поиски формы и содержания

21 сентября в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств открылась выставка работ обнинского скульптора  Сергея Лопухова «Поиски красивой формы». В прошлом году эта же выставка прошла в обнинском музее. Вообще, выставки скульптуры – явление редкое. За всю историю музея их было всего-то две-три. Да и скульпторов в нашем городе не так уж много. Собственно, всего один… Сегодня мы беседуем с Сергеем Лопуховым в его мастерской.

Персональные выставки

Он родился в 1974 году. В 1994-м окончил Суздальское художественно-реставрационное училище (отделение «Реставрация каменного зодчества»), в 2006-м – Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова (факультет архитектурно-декоративной пластики). Член Союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.

— На выставке, которая сейчас проходит в Калуге, представлены примерно те же работы, которые были выставлены в Обнинске. В калужскую экспозицию не вошли скульптуры из металла, представлены только работы из камня, нет и эскизов. А недавно прошла моя персональная выставка и в Медыни. Она была поскромнее — там маленький зал, всего 15 работ. А в Калуге всё довольно солидно. Я давно хотел выйти на такой уровень персональной выставки, сделать проект со своими оригинальными работами, который бы рассказывал обо мне как о творческом человеке.

У Сергея появилась ещё одна идея: сделать выставку одних только скульптурных портретов — Гурьянова, Окуджавы, Прянишникова, Жукова. Есть, что показать. Собрание скульптурных портретов – это показатель определённого уровня мастерства художника.

— Этот год у меня очень «портретный». Несколько таких работ посвящено знаменитым людям. Я сделал аллею героев в Саратовской области, много портретов надгробных, мемориальных досок, бюстов, несколько барельефов. Вот совсем недавно в Белоусове торжественно открыли бюст партизана Гурьянова. А в прошлом году я сделал на заказ несколько портретов маршалов, научных деятелей, известных исторических персонажей. В бронзе, бетоне, граните, пластике…

Секреты мастерства и арт-фестивали

Делать скульптурный портрет очень сложно. Обычно над образом героя приходится работать по фотографии, которая не всегда хорошего качества. Нет профиля, изображения в три четверти, только анфас, нет снимков с разным освещением. Хорошо, если присылают хотя бы несколько фотографий. А иногда есть всего один маленький снимок не очень хорошего качества, и по нему нужно сделать узнаваемый портрет, что уже непросто.

— Я должен мыслить аналитически, достраивать то, чего нет. Кроме того, необходимо соблюсти определённые параметры. Бюст, прежде всего, должен быть похож. Он должен быть величественным и нужно, чтобы по нему сразу было понятно, кто это: военный, учёный, музыкант, в какое время он жил. И его должны узнавать как родственники, так и посторонние люди.

От такой работы, конечно, устаёшь. Поэтому хорошей разрядкой для художника стали арт-фестивали и симпозиумы. Сергей поучаствовал в двух симпозиумах скульптуры в Московской области в этом году. А в прошлом году организовал подобный фестиваль в Обнинске. Собрал группу скульпторов, которые приехали в наукоград и в течение двух недель высекали скульптуры из камня. Идею поддержал обнинский предприниматель, директор гостиницы «Империал» Тигран Петросов. Арт-фестиваль назвали «Город первых». Ваятели работали на территории, прилегающей к этому отелю.

— На фестивале можно делать вещь, только тебе понятную. Придумываешь свою композицию, над ней работаешь. Заказа нет, никто над душой не стоит. Ты просто творишь, наслаждаешься какой-то формой, – объясняет мастер.

В этом году получилось ещё интереснее. На обнинский фестиваль приехали мастера, которые работали не только с камнем, но и выполняли арт-объекты из дерева, камня и металла. Мероприятие оба раза прошло при поддержке городской администрации. Жители и гости города Обнинска смогли увидеть процесс создания арт-объектов и скульптур от эскиза до воплощения в большом размере. Сейчас они находятся возле «Империала», и каждый желающий может их увидеть. Среди прочих есть там и работа Сергея Лопухова «Шестикрылый Серафим». Посвящена эта скульптура из белого камня его младшей дочери Серафиме. А всего детей у него восемь.

— Родом я с Урала. В Обнинск приехал 15 лет назад. Женился на местной девушке, Валентине, с которой познакомился, ещё когда учился в Суздальском художественно-реставрационном училище. Она тоже художник и член различных творческих союзов. Так вот здесь и живём. Я ваяю, а она растит детей, полностью себя посвятила им. Без её поддержки я не смог бы заниматься творчеством. В частности, делать какие-то абстрактные работы, а не только портреты на заказ.

Непредсказуемость искусства

С портретами всё понятно. Если человек похож – хороший портрет, не похож – плохой. А в более абстрактных работах всё не так однозначно. Иногда бывает, что человек в работах скульптора видит что-то своё, и это его цепляет, а случается, что равнодушно проходит мимо. Но ведь скульптура всегда делается с каким-то чувством. Мастер не просто ищет удачную композицию, точную форму, а вкладывает какую-то идею.

— Например, скульптура «Хрупкие чувства» – одна из выставочных моих работ. Не могу сказать, что она связана с какими-то очень уж драматическими переживаниями. Какая-то идея пришла, я её воплотил. А потом скульптуру случайно уронили, и она рассыпалась на части. Я всё собрал, но специально оставил трещины. Получилась свеча. В ней силуэты двух фигур – женской и мужской. Они как бы сплелись в едином танце. Вроде бы гармония, но трещины напоминают — всё это может в любой момент рассыпаться…

В искусстве всё непредсказуемо, невозможно всё точно рассчитать, в том числе и в материальном смысле. Иногда кажется, что пройдёт выставка, фестиваль, и сразу выстроится очередь из желающих заказать что-нибудь. А этого не происходит. Бывает наоборот. Приезжает человек совсем из другого города, говорит, что давно искал именно такого  скульптора.

— Иногда работа быстро идёт, иногда медленно. Сначала приходит идея, ты делаешь зарисовки, эскиз. Потом надо найти материал, который позволит эту идею воплотить. Иногда наоборот: идея приходит при взгляде на какой-нибудь камень определённой формы. Берёшь пластилин, ищешь, что с этим можно сделать. Может, ничего и не получиться. Но удивительно, когда всё совпадает и находит своё воплощение. Ещё удивительнее, когда скульптура находит живой отклик в душе другого человека. Такие случаи редки, но они бывают. А иногда бывает и так, что человек видит в моих работах что-то своё, совсем не то, что я туда вкладывал. То есть, они начинают жить своей собственной жизнью.

Работы Сергея Лопухова выставлялись на региональных, национальных и международных выставках, а его монументальные скульптуры украшают многие города Калужской области – Балабаново, Оптину Пустынь, Калугу, Мещовск. Есть они и далеко за пределами нашего региона – во многих городах России и за рубежом. В Обнинске установлены созданные мастером памятник жертвам радиационных катастроф (2008 г.), памятник генералу Александру Наумову (2015 г.), мемориальные доски первому директору детской художественной школы Николаю Громадскому и руководителю ОНПП «Технология» в 1978-2005 годах Александру Ромашину. В 2020 году была завершена работа над памятником художнику Иллариону Прянишникову на территории храма Рождества Богородицы в селе Тимашове Боровского района. В 2023 году установлен бюст Героя Советского Союза Михаила Гурьянова в Белоусове…

Е.Ершова

фото О.Павлова