Как сохранить и приумножить деньги, а не потерять их?

Об этом хорошо знают в КПК «Доверие». В советское время в каждом крупном учреждении существовали кассы взаимопомощи – своеобразные общие «копилки», в которые люди добровольно вкладывали ежемесячно с получки некоторую сумму денег. При необходимости каждый участник мог воспользоваться частью денег из этой кассы. Такая вот удобная схема по коллективному накоплению и распределению наличности. Из касс взаимопомощи и выросли в начале 90-х кредитные потребительские кооперативы.

В 2001 году вступил в  силу Закон РФ №190 «О кредитной кооперации», который упорядочил их деятельность. В Обнинске успешно работает кредитный потребительский кооператив «Доверие», который возглавляет Анар Омаров. Третьего декабря этому кооперативу исполнилось 15 лет. Именно Закон определяет некоммерческий характер деятельности кредитного потребительского кооператива, где строго прописаны принципы его деятельности, условия членства в нём, меры защиты финансовых интересов членов кооператива, и в этом – главные плюсы.

— Раньше я работал в Сбербанке. С 2010 года я в КПК «Доверие» директор, а в 2011 году меня избрали председателем. Коллектив у нас небольшой, в штате работают всего три человека. Отсюда и небольшие затраты на содержание. Согласно закону мы обязаны проходить плановое обучение, проверки ЦБ РФ и нашего СРО. В октябре у нас была плановая проверка, и мы её успешно прошли, – рассказывает Анар Омаров.

Анар получил экономическую специальность в обнинском ИАТЭ. Он говорит, что основное преимущество КПК «Доверие» в том, что в нём не стремятся получить максимум прибыли от пайщика и потом отпустить его в свободное плавание. Наоборот, здесь консультируют, объясняют, как не попасть в финансовую яму. А ловушек для неискушённых обывателей придумано много.

Финансовые ловушки

— В 2011 году у нас в Обнинске появился офис «МММ-2011». Затем открылась ещё одна финансовая пирамида «Столетие». Работников и той и другой структуры я знал лично. У них была не очень хорошая репутация… Далее появилось ещё несколько подобных структур. Наши пайщики забирали деньги, вкладывали их туда. Мы тогда давали ставки 8-9% годовых, а там им обещали 18-30%. Я им объяснял, что у нас ставки немного выше банковских, но разумные. А вам предлагают в два-три раза больше. Это большие риски. То есть, вам деньги не вернут. Не верили… Проходило время, люди теряли вклады и возвращались снова к нам,  – делится Анар Омаров.

Ещё одна западня – микрофинансовые организации. В «Доверие» приходят и говорят: «…у меня так много долгов по микрозаймам, что мне уже никто ничего не даст, мне советовали обратиться к вам». В этом случае в кооператив приглашается семья, людям объясняют, какие обязательства они берут на себя при вступлении в кооператив и что можно с такой закредитованностью сделать.

Иногда приходится буквально спасать людей от страшных ошибок. Будучи в ипотеке и в долгах, некоторые решают подавать на банкротство. Это может стать ещё одной западнёй, а не способом избавиться от долгов.

— Объяснял пайщикам, что маткапитал, используемый ими, не спасает их от изъятия единственного жилья, заложенного по ипотеке. А у них трое детей. Я им предложил поступить по-другому. Если нет возможности платить ипотеку, то пусть по остальным платежам пройдут судебные процедуры. Как только первое дело попадёт к судебному приставу, нужно идти на приём и написать заявление, что должники не скрываются, готовы задолженности гасить, но у них есть обязательства по ипотеке, на иждивении трое детей, поэтому они обязуются добровольно вносить регулярно какую-то небольшую сумму, чтобы постепенно задолженность погасить, – рассказывает Председатель кооператива.

И этот вариант сработал, квартиру пайщики сохранили. Но пришлось их буквально «отбивать» от юристов той компании, которая предложила им «решить» все финансовые проблемы через банкротство. Кооперативу, конечно, было невыгодно, что они займы возвращали долго. Но нельзя было допустить, чтобы пайщики и их дети остались без жилья.

Ещё одна хитрость финансовых организаций – выдача кредитов без чёткого графика платежей.

Вот, например, приходит наш пайщик, рассказывает: взял он кредитную карту, год уже платит минимальный платёж, а долг не уменьшился. Мы ему объясняем: вы платите только проценты за пользование, а стоило сразу выплачивать и основной долг частями. При этом уже год прошёл. И кредитная организация заработала на нём 70000 рублей, а долг практически прежний, – говорит Анар Омаров.

В КПК «Доверие» при погашении займа долг гасится сразу. Было об этом решение Собрания пайщиков ещё в 2010 году, чтобы в договоре и проценты, и основной долг брались в платеже сразу. Например, в восьмитысячном платеже 3000 рублей – процент за пользование, а 5000 – основной долг. И тогда через год получается долг меньше, чем оформлялся в договоре, а через два года ещё меньше. В кредитных организациях стремятся получить все проценты, в среднем, за первую треть срока кредита. И по кредитным картам та же история. Эти и другие подводные камни многие просто не знают.

Что касается микрозаймов, их иногда набирается неимоверное количество. И пайщики оказываются в такой яме, из которой уже просто не выбраться.

— У нас люди закрывают свои микрозаймы, которые они набрали в период ковидных ограничений. Ставки в микрофинансовых организациях просто страшные, за 50% годовых. Люди без работы сидели и набрали одни микрозаймы, потом другие, чтобы закрыть предыдущие. Доходит иногда до парадоксальных ситуаций. По 20-30 микрозаймов закрываем. Приносит нам человек пачку справок, где написано, кому и сколько он должен. Мы подписываем с ним договор. И бухгалтер отправляет по реквизитам все эти задолженности, одну за другой. Платил 30-40 тысяч в месяц, теперь 8 тысяч. А поручительство какого-нибудь члена семьи пайщика закрепит дисциплину платёжную. И вот это оказалось способом решить такие проблемы если вовремя обратиться.

«Каждый наш пайщик – это не клиент, он один из нас!»

Надёжность КПК «Доверие» объясняется ещё и тем, что вся его деятельность строится на демократических принципах взаимоотношений и управления. Члены кооператива одновременно являются и его собственниками, а не просто клиентами.

— Наше отличие – в общении. Онлайн мы не работаем, общаемся только в офисе кооператива. Каждый наш пайщик – это не клиент, это один из нас. Это наш самый главный принцип. Наш кооператив – это сообщество людей, объединённых по территориальному принципу, — подытожил Анар Омаров. — Хочу поздравить наших пайщиков с Днём рождения кооператива и с наступающим Новым годом! Пожелать им и их близким здоровья и благополучия!

V На правах рекламы