Они сражались за Родину

9 мая обнинцы пришли к мемориалу «Вечный огонь», чтобы отдать дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны, почтить память павших героев, защитивших от фашистов свободу и независимость нашей многонациональной Родины. 79 лет прошло с тех пор, как в стране впервые отгремели залпы праздничного салюта в честь победы над фашистской Германией.

У Вечного огня

На митинге к собравшимся обратились глава местного самоуправления Геннадий Артемьев, глава администрации Обнинска Татьяна Леонова, участник Великой Отечественной Георгий Абакумов, представитель молодёжи – студент ИАТЭ Илья Кукшинов.

— В этот день мы отдаём дань памяти павшим и произносим слова благодарности тем, кто в тяжелейшие годы испытаний, не щадя своей жизни, приближал нашу Победу, – сказал Геннадий Артемьев. — Ваш подвиг навсегда останется в нашей памяти и в наших сердцах. Наши бойцы проявили беспримерное мужество и героизм. Низкий поклон ветеранам Великой Отечественной!

— 9 Мая – наш главный праздник, который достался очень большой ценой. Мы будем вечно хранить память о героях. Низкий поклон нашим ветеранам за то, что они завоевали для нас мирное небо, и за то, что они сейчас несут память о той великой Победе. 9 Мая – это наша гордость, это наш генетический код, который мы будем передавать из поколения в поколение, – подчеркнула Леонова.

Участники митинга возложили к мемориалу венки, гирлянды, цветы. Парадным строем прошли перед Вечным огнём военнослужащие и кадеты.

Обнинский мемориальный комплекс, сооружённый по проекту ленинградского архитектора Льва Александрова, был открыт в 1972 году — там, куда торжественно перенесли и захоронили останки 320 воинов погибших в боях или умерших от ран в прифронтовых госпиталях и захороненных в братских могилах, расположенных на территории нашего города.

С тех пор каждый год у мемориала собираются жители Обнинска в День Победы – «праздник со слезами на глазах». Это священное место для всех горожан. На мраморных плитах у Вечного огня всегда лежат живые цветы. Приезжают в наш город и родственники бойцов, что погибли, защищая эту землю от врага. Их имена выбиты на плитах у Вечного огня.

Боец Андрей Хахаев

Обнинские поисковики много лет устанавливают имена погибших бойцов, разыскивают их родственников. Недавно отозвались родные красноармейца Андрея Хахаева, похороненного в братской могиле у Вечного огня. В обнинской школе №3, директором которой много лет работал Пётр Ларин, бывший подольский курсант, есть музей, посвящённый Великой Отечественной войне. Ребята ведут переписку с родственниками воинов, захороненных в обнинской братской могиле. В 60-е годы семья Андрея Хахаева, бурята по национальности, списывалась с ребятами из этой школы, но потом связь прервалась. Место захоронения было указано странное: «братская могила, школа им. Шацкого, город Обнинск».

Маргарита Юрьевна Алтаева, племянница Андрея Хахаева, позвонила в Музей истории Обнинска, чтобы уточнить, где точно находится эта братская могила. И выяснила, что её дядя похоронен у Вечного огня, на улице Мира. В прошлом году Маргарита Алтаева приехала в Обнинск, чтобы возложить цветы на могилу родственника. Но сначала она пришла в обнинский музей, чтобы рассказать о своём дяде.

Андрей Хахаев родился в 1916 году. Жил в Иркутской области. Его родители рано умерли, и мальчика приняла семья близких родственников. В армию его призвали в январе 1941 года, за полгода до начала Великой Отечественной войны. 6 февраля 1942 года бойца ранили в голову, а 26-го доставили на полустанок Обнинское, в госпиталь, что находился на территории школы-колонии «Бодрая жизнь». Спасти жизнь солдата врачи не смогли — 6 марта он умер. И был похоронен на госпитальном кладбище.

— Мой папа, младший брат дяди Андрея, часто его вспоминал, – рассказывает Маргарита Юрьевна. Как тот всего на один день приехал из Иркутска, где работал, как собрался, переоделся и, едва успев проститься, тут же отправился в армию. С тех пор его больше и не видели. Папа каждый раз плакал, когда об этом говорил. Он очень его любил.

Музейные работники провели свои изыскания и объяснили Маргарите Юрьевне, как её предок оказался в Обнинске.

— 457-й стрелковый полк, в котором воевал Андрей Хахаев, принимал участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции. С конца января по конец марта 1942 года шли ожесточённые бои в районе станции Износки, когда дивизия прорывалась на помощь окружённым в районе Вязьмы войскам 33-й армии генерала Ефремова. Можно предположить, что и красноармеец Хахаев был ранен в этих боях и потом доставлен в полевой госпиталь, расположенный на станции Обнинское, – рассказала руководитель отдела истории музея Наталья Прусакова.

Школьники, с которыми переписывались родственники Андрея Хахаева, пришли на встречу с племянницей героя к Вечному огню. А затем приняли её в школьном музее, и показали то самое письмо, написанное ещё в советское время. Эта встреча стала для них не просто торжественным мероприятием, а событием, связывающим в единое целое прошлое и настоящее.

Маргарита Алтаева привезла на могилу своего погибшего дяди горсть родной земли. Путь для этого она проделала неблизкий: из Санкт-Петербурга, где сейчас живёт, в Иркутск, где семья жила прежде. Потом обратно, в северную столицу. И оттуда – в Обнинск, на станцию, куда в феврале 1942 года доставили раненого бойца Андрея Хахаева.

Бессмертный полк

В этом году шествия Бессмертного полка не было. Но обнинцы пришли на митинг к Вечному огню с портретами родственников-ветеранов.

Людмила Крючкова приехала из Калининграда в гости к брату, ему исполнилось 80 лет. На митинге у неё в руках был портрет отца Александра Петровича Крючкова. Он воевал на море, защищал Ленинград. 22 сентября 1944 года командиру дивизиона бригады торпедных катеров КБФ капитану 3 ранга А.П. Крючкову было приказано с бойцами 260 отдельной бригады морской пехоты на борту идти в Таллин. Они должны были высадиться в заминированной гавани, чтобы не дать фашистам взорвать причальные стенки. Задание было выполнено.

Вячеслав Вантяев пришёл на митинг вместе с отцом Николаем Фёдоровичем и портретами своих дедов. Дед со стороны отца, Фёдор Петрович Вантяев, погиб в 1943 году в Белоруссии. Ни одной его фотографии не сохранилось. И Николай Фёдорович, 1942 года рождения, до сих пор не знает, как выглядел его отец.

— Мы обращались в архив минобороны, но фото не смогли найти. Фёдор Петрович был пулемётчиком. Погиб в Белоруссии, в боях за деревню Красная Горка. Отцу был тогда всего годик. Бои за ту деревню были тяжёлые, в них погибли около 2000 человек…

А Захар Иосифович Майоров, дед со стороны матери, воевал в пехоте, потом, по ранению, был переведён в повара. Пришёл с фронта с перебитыми руками, пальцы не разгибались, но зато живой. У нас военная семья, сам я окончил Киевское Суворовское военное училище, затем Ленинградское общевойсковое училище, прошёл Вторую чеченскую войну, потом работал в Обнинске в уголовном розыске, – рассказал Вячеслав Вантяев.

Татьяна Соколова принесла на митинг портреты своего дедушки и дяди.

— Дядя, Александр Алексеевич Соколов, был на фронте лётчиком, а дедушка, Алексей Арсентьевич Соколов, служил танкистом, а потом пулемётчиком. Получил осколочное ранение, у него были пробиты лёгкие, и не все осколки врачам удалось вытащить. Но после войны он работал литейщиком на заводе — нужно было восстанавливать страну. Дедушка рано ушёл из жизни, фронтовые раны дали о себе знать. Сейчас их обоих уже нет в живых, но мы о них помним и любим, – рассказала Татьяна Соколова.

…Всё дальше от нас эта тяжёлая и кровопролитная война. Всё меньше остаётся ветеранов – живых свидетелей тех страшных дней. И тем важнее сохранять память о наших героях. Помнить и гордиться всеми, кто сражался за Родину. И не забывать, что мы потомки победителей.

Е.Ершова