Чтобы люди не страдали

Движение электросамокатов в Обнинске будет ограничено. Причина такого решения органов муниципальной власти проста и понятна – с каждым днём растёт число аварий с участием тех, кто передвигается на СИМах. Причём нередко пострадавшими в результате таких происшествий становятся пешеходы, в том числе и дети.

Самокаты имеют право передвигаться по тротуарам

Средства индивидуальной мобильности или сокращённо СИМ – так теперь официально называют электросамокаты и другие движущиеся устройства, оснащённые электродвигателями или же обходящиеся без них.

Их сейчас много, они популярны, потому что ездят быстро. И по этой же причине СИМы —  непреходящая головная боль городских властей, инспекторов ГИБДД и обычных пешеходов (у последних, кстати, боль может быть не только метафорической «головной», но и самой натуральной – физической в любой части тела, пострадавшей от столкновения с такими вот «движущимися устройствами»).

К огромному сожалению представителей горадминистрации, ГИБДД и пешеходов, по федеральным Правилам дорожного движения самокаты имеют право передвигаться по тротуарам. И с этим ничего не поделаешь. С такими проблемами столкнулись все без исключения крупные города России. Да и не только крупные.

Выход найден?

Но выход есть! Тем более что в Обнинске работают компании по аренде электросамокатов, и с ними можно договориться, что и было сделано не так давно на совместном совещании с начальником обнинского отдела ГИБДД Константином Бочининым и представителями компаний, которые предоставляют электросамокаты в аренду.

Самокатные фирмы охотно пошли на переговоры и приняли требования по введению в Обнинске ряда ограничительных мер:

  • сделать «медленной» зоной проезд вдоль главных городских магистралей, где арендованный самокат не сможет развивать скорость выше 10 км/ч: вдоль пр.Ленина (от пл.Преображения до ул.Славского), вдоль пр.Маркса, ул.Курчатова и ул.Гагарина;
  • запретить использование электросамокатов в Белкинском парке, в Городском парке в «старом городе», на территории у Дома учёных и на городской площади по пр.Маркса;
  • на пешеходных переходах принудительно ограничить скорость арендованного самоката до минимального значения, не позволяющего движение на самокате.

Что ж, ограничения вполне разумные, защищающие, как пешеходов, так и самих самокатчиков, которые тоже могут пострадать от столкновений, произошедших на высокой скорости.

Вот только возникает традиционный для нашей страны вопрос: кто же будет следить за соблюдением этих запретов? На каждую улицу и в каждый сквер ведь не поставишь сотрудника ГИБДД или полиции. И камеры видеонаблюдения проблему тоже не решат, они лишь помогут отыскать нарушителя в том случае, конечно, если СИМ-ДТП произойдёт в зоне видимости.

— Это всё возможно сделать централизовано. Технические возможности современных прокатных СИМов позволяют ограничить скорость, а также зону, в которую нельзя заезжать на таких средствах передвижения. В этих местах устройство просто будет отключаться. Мы также планируем ввести эту меру и в районе пешеходных переходов. То есть, водители, подъезжая к пешеходным переходам, будут просто вынуждены спешиться, чтобы пересечь «зебру» в пешем режиме, как и предусмотрено правилами, — пояснил Константин Бочинин.

Также фиксировать нарушения смогут и сами прокатные компании. Их патрули, передвигаясь по городу, могут пресекать и другие нарушения, например, передвижение на самокате вдвоём или использование самоката подростком, чей возраст меньше 18 лет.

Все предложенные меры будут введены уже до конца июня. Городские власти надеются, что это поможет повысить безопасность участников движения на тротуарах и велопешеходных дорожках.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Всё это прекрасно, но такие меры могут ввести только в отношении прокатных самокатов. А что делать с «частниками», то есть, с теми, кто имеет собственный СИМ, и не будет соблюдать никаких ограничений скорости и зон проезда?

Это заметила и глава администрации города Татьяна Леонова:

 — Получается, мы сейчас ограничиваем только тех, кто берёт электросамокаты в аренду. Но есть огромное количество людей, имеющих собственные СИМы, и они также должны выполнять все эти требования. Поэтому решить эту задачу можно только комплексно.

По федеральному закону на СИМах можно передвигаться по тротуарам, и остается надеяться только на сознательность их владельцев.

Впрочем, повышать сознательность в ГИБДД тоже умеют.

— Каждый месяц у нас проводятся мероприятия, направленные на профилактику наездов на пешеходов. Работаем мы как с водителями, так и с пешеходами. Также мы проводили операцию «Мотовелосим», которая длилась 11 дней. За это время проделана большая работа. Мы выводили дополнительные наряды на улицы и проводили профилактически беседы с взрослыми и детьми. Разъясняли правила пользования СИМами, а также велосипедами, мотороллерами, мопедами, скутерами и так далее, — сообщил Константин Бочинин.

Что ж, возможно после этого централизованные ограничения на СИМы решат поставить родители, чтобы хотя бы своих детей оградить от беды.

Но в целом возникает ощущение, что для более полного обеспечения безопасности на наших дорогах и тротуарах необходима серьёзная работа – изменение федерального законодательства. А это уже забота наших народных избранников.

Но это «сказка», которая пока только сказывается. А дело, как известно, делается не скоро. А жаль!

В.Смазнова

***

«Хватит тянуть резину, люди страдают!..»

Движение самокатов запретят на всех центральных улицах Калуги. Толчком к этому послужило недавнее ДТП на улице Суворова, когда очередной самокатчик сбил на тротуаре женщину с грудным ребёнком и скрылся.

Городской голова Калуги Дмитрий Денисов экстренно собрал городскую комиссию по безопасности дорожного движения.

— Главный и единственный вопрос — запрет движения самокатов в Калуге. Как отмечал уже вчера, федеральное законодательство даёт нам довольно узкий коридор возможностей, но мы будем его использовать на 200 процентов. Также в кратчайшие сроки мы изменим муниципальные Правила благоустройства, внеся туда ограничения по использованию городских улиц для парковки самокатов. Только такую возможность оставил нам федеральный законодатель, — пообещал Денисов.

В итоге комиссия единогласно решила:

  • запретить движение электросамокатов на всех улицах с высокой плотностью пешеходного потока;
  • установить запрещающие знаки 3.35 на всех этих улицах;
  • направить это решение самокатным компаниям с требованием внести запретные зоны в их мобильные приложения;
  • завершить работу по внесению изменений в Правила благоустройства Калуги в части ограничения мест парковки самокатов.

С идеей немедленно принять меры по ограничению езды на самокатах согласен и губернатор Владислав Шапша: «Хватит тянуть резину, люди страдают!»

***

В Калуге на этой неделе прошёл оперативно-профилактический рейд по выявлению нарушителей на средствах индивидуальной мобильности. Сотрудниками ГИБДД привлекли к административной ответственности 11 нарушителей, передвигавшихся на электросамокатах в неположенных местах. В итоге рейда за проезд в запрещённом месте было остановлено 11 человек. Совершеннолетние получили административный штраф от 800 до полутора тысяч рублей, а на детей до 18 лет будет составлен материал, который направят в комиссию по делам несовершеннолетних.

По данным УМВД по городу Калуге за пять месяцев этого года зарегистрировано 12 ДТП с участием электросамокатов. В результате таких происшествий 12 человек получили травмы различной степени тяжести.

Рейды инспекторов ГИБДД по снижению аварийности, предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения водителями СИМ будут продолжены и в дальнейшем.