От «вешалки» до премьеры

В Обнинске кипит театральная жизнь, в прошлом году в городе на один театр стало больше. Молодые амбициозные, талантливые ребята решили попробовать себя в актерском мастерстве, и у них получилось! Представляем вам театральную студию «РазВал» и её режиссера – Кирилла Ряботунова-Кубинского.

Театр под крышей

Репетиционная база студии «РазВал» располагается в Центральной библиотеке, в зале книгохранения. Старенькие столы вдоль стен, железные книжные полки, а в центре – свободное пространство, где и проходят репетиции. Мы встретились с Кириллом и поговорили с ним о его студии, о творческих планах и о юных актерах, которые уже не раз удивили притязательную публику Обнинска.

— Как пришла идея создания молодежного театра?

— Это история, в которой много грусти. Я устроился на работу в библиотеку с оговоркой, что мне нужен один свободный вечер. Дело в том, что я девять лет играю в театре ИАТЭ под руководством Юлии Носовой. Учился в разных театрах, общался с разными педагогами, режиссерами, артистами… Прошёл год работы в библиотеке, и я задумался об организации здесь театральной студии.

— А в каких театрах ты учился?

— Сначала я попал к Марине Клименко, в студию «Сказка» обнинского народного драматического театра В.П. Бесковой. Меня заметила сама Вера Петровна, я участвовал в её последнем спектакле «Порог». Шёл 2016 год, я учился в выпускном классе, и мне было 17 лет.

— Почему ты вообще решил выбрать путь актера, театр?

— Были какие-то способности, всё детство пародировал друзей, менял голоса. Когда учился в 11 классе, в школе объявили конкурс постановок по Пушкину. Постановку по мотивам повести «Станционный смотритель» написал за 30 минут. Я отрежиссировал её, сыграл главную роль. В итоге мы выиграли одно из призовых мест в двух номинациях: лучшая мужская роль и режиссерский дебют. А первое место тогда занял Виктор Упоров, «мастодонт» обнинского театра.

— Какой опыт ты получил в московских театрах?

— Было два глобальных опыта. Я учился в Московском государственном институте культуры. На втором курсе мы должны были делать премьеру на посвящение в студенты первокурсникам. Мой сокурсник Рома Кузнецов написал сценарий — он выбрал сказочный сюжет, где персонажи русских сказок выступали против героев в роде Марвелла. А Рома как-то услышал, как я смешно пародировал бабульку, и предложил сыграть роль бабы Яги. Это был лучший день за всю историю моей театральной жизни!

Что касается второго опыта… В МГИКе через однокурсников попал на кастинг в частный театр «Белая обезьяна», это такой московский театр, что-то вроде аналога «Табакерки». Их стезя – комедия дель арте. Это древнейший площадной уличный театр комедии, средние века… Импровизация, драматическая клоунада, маски Панталоне, Арлекино, Труффальдино… Отбор в «Белую обезьяну» был  такой же, как и в театральные вузы – басня,  проза, песня.  Из большого количества желающих туда попасть приняли несколько человек, включая меня. В «Белой обезьяне» я проучился три года, до ковида.

Вернувшись в Обнинск, пошёл в театр Бесковой. Сыграл в одном из спектаклей, в сказке, с атаманшей Валентиной Царевой.

В 2021 году стал взаимодействовать с театром ИАТЭ, и в этой труппе я до сих пор. А в 2023-м в библиотеке организовал проект театра-студии «РазВал».

— С чего он начался? Как набирали молодежь в театр?

— На библиотечных мероприятиях начали появляться яркие, талантливые ребята. Я проводил небольшие мастер-классы по актерскому мастерству, предлагал им работать со мной. Самостоятельно пришли в «РазВал» Света Солодовниченко, Анастасия Чеканова, Полина Манжос и Женя Прусов. А дальше мы стали репетировать. Первый выход на сцену состоялся во время Крыловских чтений, 18 февраля, ребята играли животных из басен «Обезьяна и зеркало», «Квартет», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», всего мы поставили четыре сценки.

— Я помню, зрители были потрясены, во время показа то и дело слышалось «ах», «вау»

— Актеры были в гриме, играли сценки в образах крыловских зверей. Ребята сами выбрали те басни, которые хотели бы поставить на сцене. Искали определенные типажи: если волк – то это образ Михаила Боярского из фильма «Волк и семеро козлят». Белое лицо, выделяющий особенности типажа, пиджак не по размеру, образ такого волка-хулигана – и этот образ сработал. Актеры сами разобрали текст на диалоги, и костюмы подбирали сами. В басне «Квартет» козёл – это хамоватый тип в спортивном костюме, осёл – флегматик, глубокий старец…

— У вас ещё была шумная премьера в апреле, постановка «9 Б», на «Библионочи -2024». Кто автор сценария?

— У нас все ребята любят хорошую литературу. Света Солодовниченко, например, залпом между репетициями прочитала биографию Юрия Никулина «Почти серьезно». Петя Дьяков может долго обсуждать книги Достоевского, Чехова… Обязательное условие в театре – написание сочинений о себе в нестандартной форме. Артисту, чтобы играть на сцене, нужно познать самого себя, увидеть своё место в профессии. Я дал ребятам задание анонимно написать два сочинения-рассуждения: «Мой самый любимый день в школе» и «Мой самый ненавистный день в школе».

Некоторые ситуации у меня вызвали ужас после прочитанного. Я понял самих ребят по их личным историям, понял, что они сильно отличаются от молодёжи моего поколения. Это другие люди. Как по спектаклю – мир директора школы и мир учеников 9 «Б». Я понял каждого артиста и далее под каждого писал свою сюжетную линию. Задача была  – из сочинения вычленить суть характера человека и преобразовать в сценарий.

— Да ты, получается, ломаешь в хорошем смысле слова людей!

— Складывается иногда ощущение, что ты идешь по мосту над пропастью, и он каждый раз трещит, и ты вот-вот упадешь. Детям-артистам легче себя ломать, бороться со своим страхами и комплексами, они могут измениться.

Света Солодвниченко никогда никого не обидит, несмотря на свой южный темперамент. А в спектакле она должна была ударить человека. Миша Янович играл панка. В жизни он отличник, панк – это вообще не про него. Но он отлично справился со своей ролью.

— Ты можешь ребят своей театральной студии назвать настоящими артистами?

— Артист – это профессия. Я не вуз, дипломы не выдаю. Есть ребята, которые после школы смогут поступить в театральные институты. Их немного, но они есть.

— Дети растут, поступают учиться дальше. Насколько будет тяжело их отпускать?

— Сейчас уходят два артиста, если честно, я даже не знаю, что делать, очень перспективные ребята. Но лучше пусть мне будет жаль, чем они не достигнут своей цели. Будет ещё набор в театр-студию. Есть разные идеи и планы, не буду сейчас раскрывать все секреты. Моя сверхзадача – создать театр, как организм, где молодёжь могла бы веселиться, беситься, кривляться, играть, режиссировать, руководить студией.

…Хочется пожелать удачи Кириллу Ряботунову-Кубинскому и артистам его театральной студии «РазВал». Будем следить за их постановками после осеннего открытия сезона.

Беседовала Е.Маркевич