Осенние встречи в библиотеке

Лето, казавшееся таким огромным, пролетело, везде начинаются новые сезоны, и наша библиотека не исключение. Лекционный зал Центральной библиотеки продолжает цикл встреч, которые состоятся в ближайшие недели по средам, начало в 17.30.

«Король Лир»

18 сентября мы продолжим разговаривать о литературных экранизациях в нашем кинолектории. Хотя Григорий Козинцев, режиссёр фильма «Король Лир», был очень резко настроен против самого понятия «экранизация». Для него было совсем неважно достоверно передать декорации эпохи, тем более что в «Короле Лире» очень сложно понять, о каком вообще времени идёт речь. У Козинцева был единомышленник и постоянный собеседник – Питер Брук,  известный английский режиссер, коллега и друг. Они начали снимать свои фильмы по «Королю Лиру» практически одновременно и совершенно не опасались соперничества, зато в диалогах  рождались интересные находки. Так, Брук решил выбрать для своих съёмок некий условный хронотоп — лапландские пейзажи, где веками ничего не меняется. А Козинцев обратился к очень условному средневековью, слабо привязанному и к территории, и к конкретному периоду истории. Традиционно мы трактуем «Короля Лира» как пьесу о вечных  проблемах отцов и детей. Козинцев увидел нечто более глобальное, чем дочерняя неблагодарность и гнев отца. Кстати, на роль этого самого отца – короля Лира – Козинцев почти отчаялся найти актера. Пробовались корифеи, но каждый раз режиссер понимал: не то! А «тем» стал удивительный эстонский актер Юри Ярвет, с трудом говоривший по-русски. Кастинг к фильму – особый разговор. Многие не подозревают, что  видим мы одних актеров, а слышим других. Сколько бы ни шептались за спиной Козинцева о странности его выбора, невозможно не признать точного попадания каждого актера в образ. Случайно или нет, но два актера из «Короля Лира» были приглашены Андреем  Тарковским для съёмок фильма «Солярис». Нет, наверно, всё же не случайно: Тарковский ищет ответы на те же вопросы, что и Козинцев. Мы уже  говорили о «Солярисе», тем интересней будет найти точки соприкосновения двух киношедевров.

В наших планах разговор о знаменитом «Гамлете» Козинцева, о малоизвестной экранизации Юрия Грымова «Три сестры», продолжение рассказов о фильмах Андрея Тарковского, имеющих литературную основу.

«От библиотечной полки к музейному залу»

С сентября мы запускаем новый цикл — «От библиотечной полки к музейному залу». 25 сентября поговорим об одном из интереснейших музейных проектов.

Культурными вехами года являются художественные выставки. Кому-то повезёт на хорошего экскурсовода, кто-то будет строчить в заметках неизвестные имена и факты с обязательным намерением потом найти, почитать, посмотреть. А давайте поменяем этот алгоритм на прямо противоположный: сначала узнаем, послушаем, а потом  поедем и увидим!

Мы решили запустить цикл бесед о самых интересных выставках года. В первую очередь, конечно, в музеях Москвы, возможно, Петербурга. Да и о Калуге забывать не стоит: здесь тоже проводятся очень интересные вернисажи.

А начнем с очень  интересного и уже многими любимого Музея русского импрессионизма, расположенного на территории дореволюционного кондитерского предприятия. Современное  цилиндрическое здание очень удачно вписалось в  комплекс краснокирпичных построек конца 19 века. А выставки здесь замечательные! И нынешняя, с красноречивым названием «Красивая жизнь», не исключение. Она посвящена дореволюционному журналу «Столица и усадьбы», который, по сути, был первым глянцевым журналом. Однако его издатель задумал журнал, который будет интересен для любого отдыха, в том числе и даст пищу для эстетического и интеллектуального удовольствия. Здесь давались великолепные обзоры современного отечественного и мирового искусства, печатались репродукции полотен интересных художников, портретов людей, «делающих погоду» в обществе. Согласитесь, любой портрет становится интереснее, когда ты знаешь о человеке, на нём изображенном. Со стен залов Музея русского импрессионизма на нас смотрят удивительно красивые женщины, и за каждой картиной – своя история и свой художник: Серов, Маковский, Бакст, Богданов-Бельский. Мы не будем затрагивать все аспекты выставки, но вот поговорить об эпохе в лицах — кажется, это очень интересная идея. Мы назвали её «Былое и дамы: история эпохи в женских портретах». Биография каждой героини — как маленький штрих в биографии страны в начале 20 века. Давайте вглядимся в эти лица вместе!

В  ближайших планах — рассказ о выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Третьяковской галерее. А знаете ли вы, что в Новом здании Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной скоро откроется большая выставка «Передвижники»? И об этом мы тоже обязательно поговорим на наших следующих встречах.

Хмурые осенние вечера так уютно провести в лекционном зале Центральной библиотеки… Ждём вас.

О.Онищенко

зав. отделом обнинской Центральной библиотеки