Если завтра война…

Недавно в Обнинске по всему городу звучали сирены. Это проверка, которая проводится регулярно. Но в нынешней политической ситуации учебная тревога в любой момент может превратиться в настоящую. И что тогда делать?.. Этот и другие вопросы мы задали начальнику обнинского Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Сергею Краско.

Сирены вой тревожный

— Сергей Петрович, недавно в Обнинске звучали сирены. С чем связана такая проверка систем оповещения?

— Это плановая проверка основных мероприятий МЧС России на всей территории Российской Федерации. Электросирены включаются раз в полгода. А проверка систем оповещения проводится раз в квартал, чтобы определить её работоспособность, а также выявить какие-то глухие зоны, где сигнала не слышно.

— В Обнинске выявлены такие зоны?

— Да. В ходе проверки системы оповещения сотрудники МЧС определили, что звук сирены не слышен в некоторых точках района «Заовражье». Спасатели уже выезжали туда и определили места установки электросирен. Сейчас готовится техническое задание для проведения торгов. Работы начнутся в этом году, а завершить их планируют в январе-феврале следующего года.

— Звук сирены настолько тревожный, что неподготовленного человека может напугать. Как вы предупреждаете горожан о подобных проверках?

— Мы информируем через средства массовой информации, размещаем информацию на сайте города. Это делается заранее — за две недели, и потом ещё — за неделю. Оповещаем и те предприятия, на которых установлены электросирены. В общем, стараемся как можно больше населения охватить этой информацией.

— Но вдруг (не дай Бог!) — настоящая, а не учебная тревога. И что делать? Куда бежать?

— Мы в каждом подъезде обнинских домов повесим памятку, где будет написано — что нужно делать, услышав сигнал электросирен. Человек должен выключить свет в квартире, взять документы, закрыть квартиру и спуститься в убежище.

— В какое убежище? И где оно располагается?

— В ближайшее время в Обнинске появятся указатели к убежищам. Мы уже начали эту работу и сейчас наносим стрелки на жилые дома. Прядка 20 домов в старой части города уже имеют такие указатели. Это те дома, которые имеют подвалы. Собственно, они и будут являться убежищем. В советское время такие указатели на домах были, но потом постепенно исчезли. И сейчас мы их возобновляем и в плановом порядке нанесём на все жилые дома, где есть подвалы.

— А есть ли какие-то требования к этим укрытиям? Чего греха таить, подвалы у нас часто совсем не приспособлены для обитания в них даже самое короткое время — там и грязь, и пыль, и сесть негде, и туалетов нет, а зачастую и света. Не планируется какое-то, хотя бы элементарное, их оборудование?

— Требования насчёт скамеек и запаса воды есть только для защитных сооружений гражданской обороны, которые находятся на предприятиях. Там должны быть и нары, и санузлы, и освещение, а также герметичные двери, фильтры и вентиляционные установки, которые обеспечат автономное нахождение. Для подвалов требования попроще. Там должно быть минимум два входа, освещение и бетонный пол. Не должно быть стёкол, и коммуникаций — желательно, чтобы тоже не было.

— А в домах, где нет подвалов, что будет служить укрытием?

— Если нет подвала, люди могут выйти просто в подъезд — на площадку первого и второго этажей. А если дом многоэтажный, и всем жильцам будет сложно там разместиться, то в той памятке, о которой я уже говорил, будет указано ближайшее укрытие в радиусе 500 метров. Помимо подвалов такими укрытиями могут стать минус первые этажи торговых центров, подземные парковки, овощехранилище, которое у нас есть в пятьдесят первом микрорайоне, а также подземный переход. В Обнинске он один – в районе железнодорожного вокзала. А учитывая опыт наших коллег из соседних областей, при необходимости любое заглубленное помещение может быть использовано как укрытие и оно спасёт вам жизнь.

«Войны не хотим, но к отпору готовы»

— А в каких конкретно случаях такое убежище спасёт нам жизнь? Мы говорим сейчас о бомбах, ракетных атаках или о чём-то другом?

— Прежде всего, имеем в виду БПЛА. Мы с этим уже столкнулись, и над Калужской областью они тоже летают. Поэтому в первую очередь мы должны быть готовы именно к этому.

— Невольно вспоминаются старые лозунги советской поры – «Войны не хотим, но к отпору готовы»… А сколько всего в Обнинске убежищ?

— Сейчас у нас более 30 объектов, которые мы уже отработали в ходе учений в школах, на предприятиях образования, культуры, спорта, с администрацией города. И эту работу мы продолжаем.

— Помимо указателей, где найти информацию об убежищах? Может быть, есть какая-то электронная карта, где нанесены эти убежища, и можно найти ближайшее для себя?

— На сегодняшний день карту мы пока не разрабатывали, но у нас есть список распределения всех жильцов жилых домов.

— А как люди, ушедшие по тревоге в подвал, узнают, что опасность миновала?

— Не так давно появилось мобильное приложение МЧС России. Это очень удобный сервис и один из элементов оповещения. Если раньше вы получали sms-сообщения, то сейчас МЧС России доработали своё приложение, и к вам будут приходить уведомления в режиме онлайн независимо от оператора. Это может быть уведомление о сложных погодных условиях или о проверке системы оповещения. А также о том, что это не проверка, а настоящая тревога, если таковая будет. И, конечно, о том, что угроза миновала.

М.Воронцова