Кто виноват и что делать?

В первые декабрьские дни Обнинск неожиданно накрыли страсти из-за питания в школах. Начались они после смены компании-поставщика и тут же в соцсетях появилось множество негатива: дети отказываются есть, еда невкусная, несытная, фрукты гнилые  — и много тому подобных претензий…

Впрочем, тут же выяснилось, что не везде всё плохо. Учащиеся других школ остались питанием, предложенным в новом меню довольны. Да и проверка, проведённая в четырёх обнинских школах — в Гимназии, ФТШ, лицее «Держава» и в школе №4 – также показала, что школьники обеспечиваются питанием в штатном режиме. И вкус этой еды детям нравится.

Так в чем же дело — в поставщике, в работниках кухни? Вопросов больше чем ответов…

Вкус — понятие субъективное

Для начала самый очевидный вопрос: а почему подрядчика меняют как-то странно – не в начале календарного года, не в начале учебного года, а в декабре?

Начальник городского управления образования Татьяна Волнистова разъяснила ситуацию:

— Торги на следующий финансовый год осуществляются в ноябре. Это происходит именно в ноябре для того, чтобы директора школ, которые осуществляют контроль всех работ, в зимние каникулы могли отдыхать или спокойно заниматься с детьми, а не принимать нового подрядчика и продукты питания. Так происходит ежегодно много лет подряд. В этом году подрядчик, с которым мы работали много лет, представил неполный пакет документов, и аукцион признали несостоявшимся. На второй аукцион вышел другой подрядчик и выиграл его, потому что скинул три процента от общей стоимости. И у нас нет права не подписывать контракт с победителем аукциона.

А как же тогда получилось, что в разных школах очень разное качество питания?

— Не качество питания, а отзывы о нём, конкретизировала Волнистова. Нарекания на питание у нас были всегда. Каждая мама считает, что она лучше всех знает, как и чем ей кормить своего ребёнка, и свои знания желает передать нам. Но мы придерживаемся норм, установленных законом. У нас есть перспективное цикличное 21-дневное меню. Оно едино для всех школ и в каждой из них согласовано директором. Продукты всем привозят одинаковые. А что касается вкуса, то я вкус не оцениваю — это понятие субъективное. Кому-то нравится солёное, а кто-то соли в рот не берёт. Кто-то хочет суп пожирнее, а кому-то нужно наоборот — лёгкое и постное…

Может быть, дело в добросовестности или профессионализме поваров? Но, оказывается, повара готовят по технологическим картам, и тут нет места предпочтениям, личным умениям или неумениям. Тогда откуда же такой всплеск интереса к теме питания?

— После смены поставщика не во всех пищеблоках достаточное количество персонала. Обеспечить школы «кухонным» персоналом – это тоже задача поставщика питания. Дефицит кадров приводит к задержкам по времени приготовления пищи, что, кстати, тоже допустимо по контракту. И, вероятно, идёт притирка – мы много лет работали с другим подрядчиком, нужно некоторое время, чтобы наладить работу с новым, —  считает Татьяна Волнистова.

За три минуты не решить

— Ситуацию с питанием школьников мы держим на контроле и очень подробно анализируем состояние дел в каждом образовательном учреждении – и там, где всё благополучно, и там, где есть проблемы. Наша главная задача сейчас соблюсти законность, — подчеркивает начальник управления образования.

Кстати, если по закону, то питание школьников, как и все процессы в школе, контролирует директор. И полномочия у него тут есть вполне определённые – он, как одна из сторон контракта, может выставить претензии поставщику услуги, а может и расторгнуть контракт, если уж дело совсем плохо. И претензии сейчас уже выставляются.

— Хотелось бы, чтобы всё было хорошо сразу. Или, чтобы выставил претензию, и тут же получил ответ. Но так не бывает! У нас более двадцати лет был один и тот же поставщик. А тут он резко меняется, хоть и по закону. По условиям контракта, в течение десяти дней подрядчик должен наладить безналичный расчёт — система не работает, и это тоже вызывает недовольство, наличный расчёт уже никого не устраивает. И это вполне понятно. Сейчас наш подрядчик работает над запуском информационной системы. Но все эти вопросы не решаются за три минуты, это большая и серьёзная работа, описанная в 44-м законе, – уверена Волнистова.

Контракт с городом был подписан шестого декабря, поэтому десять дней истекут  на следующей неделе. Тогда станет окончательно ясно, справился ли победитель аукциона с работой или нет.

А для администрации Обнинска сейчас главное – защитить интересы детей!

М.Воронцова