Чему учат в восемнадцатой школе

День учителя – это больше, чем профессиональный праздник. «Мы все учились понемногу», — как писал классик. У каждого из нас был любимый учитель, все помнят первую учительницу. А для своих детей мы тоже — учителя. Но все-таки ко Дню учителя принято писать именно о педагогах.

Знакомьтесь: Ирина Марутина, директор обнинской общеобразовательной школы №18 «Время, вперед!».

Быть хорошей мамой важнее карьеры

— Ирина Николаевна, обнинцы вас ещё помнят как ректора СУГТИ – молодого, активного руководителя…

— Это было так давно… Действительно, с этим институтом было связано 15 лет моей жизни. Однако лет восемь назад для негосударственных вузов настала очень напряжённая пора, когда они лишались лицензии и их закрывали. И в среднерусском университете я выполнила свой долг ректора — прошла через четыре суда и отстояла лицензию своего вуза на право ведения образовательной деятельности.

— Вышли победительницей и всё же ушли. Почему?

— На тот момент у меня был маленький ребёнок, и я решила, что быть хорошей мамой важнее, чем быть ректором, потому что быть мамой — это самая главная ответственность моей жизни. Поэтому я пошла работать учителем в школу №7, которая находилась рядом с детским садиком моей дочки.

— Мне кажется, это очень самоотверженный поступок, вот только оценит ли его дочь?

— А это неважно. Быть со своим ребёнком и дать ему всё, что я могу – вот это главное.

— Как дальше складывалась ваша карьера?

— Пять лет я работала в седьмой школе учителем. А потом мне предложили стать директором строящейся на тот момент школы №18. Когда ещё только возводился фундамент, меня привлекли к разработке стратегии этой школы, и свой предыдущий опыт я смогла использовать и реализовать, создавая восемнадцатую школу.

Школа, где не растят будущих безработных

— А что для вас означает «создавать школу с нуля» — это проще? Интереснее? Или, наоборот, сложнее, чем прийти в уже готовое учреждение?

— Для меня с нуля создавать всегда интереснее и проще, потому что если коллектив сформирован и там есть свои правила и устои, то ломать их сложнее, чем строить. А на новом месте можно реализовать своё видение развития школы. Когда школа даже не была открыта, я провела стартап со своими будущими коллегами. И первое, что мы определили, это миссия школы и её ценности.

— И каковы же они?

— Миссия — дать качественное массовое образование детям, которые проживают в нашем микрорайоне, и при этом делать акцент на постоянном развитии, как педагогического коллектива, так и детско-родительского сообщества. То есть, качество, школьное сообщество и постоянное развитие – это наши «три кита».

— А как ваша миссия согласуется с единым образовательным стандартом?

— Это никак не мешает, просто мы в рамках нашей концепции используем немножечко другие инструменты современной педагогики и новые образовательные технологии. Их суть проста: школьный урок должен быть интересным. Современные дети воспринимают информацию только в увлекательной для них форме, когда урок наполнен динамикой и когда на уроке сменяются различные виды деятельности. И результативность такого урока гораздо выше, чем классического, и реализация федеральных образовательных программ, я думаю, даётся легче именно тем учителям, которые владеют современными образовательными инструментами.

— А не получится так, что вы детей не обучаете, а развлекаете?

— Наоборот! Каждый урок мы ставим перед ними проблемные задачи, для решения которых каждый ребёнок должен найти оптимальные методы. А когда я говорю о смене деятельности, то имею в виду, например, работу в парах или в группах, потому что чем чаще ребёнок проговаривает информацию для других, тем лучше он и сам её запоминает. Дети учат друг друга, учатся говорить и понимать смысл того, что они говорят. И это более результативная и более сложная работа, чем просто послушать, записать и воспроизвести. Меня в своё время очень впечатлило высказывание коллеги – сотрудника Высшей школы экономики на одном из вебинаров. Он сказал, что «современные работодатели ждут на работу людей креативных, инициативных и умеющих нестандартно мыслить, но современная школа готовит человека, который способен лишь запомнить и воспроизвести информацию. Таким образом, мы растим армию безработных…» Меня настолько потрясла эта мысль, что именно тогда возникла идея создания «школы успеха», основанной на идее позитивного воспитания, и я уверена, что наши ученики не станут безработными.

Нестандартные приёмы дают хорошие результаты

— Что же вы делаете в рамках своей концепции развития?

— Море проектов, море инициатив, море активностей и нестандартные уроки. Мы, например, полностью отказались от предметных недель, потому что когда всё изучается отдельно, нет единой системы и концептуального видения. Взамен мы проводим дважды в год метапредметные недели: в первом полугодии это неделя одной книги, которую читает вся школа, включая родителей, и на материалах этой книги учителя в рамках программы проводят оригинальные уроки. А во втором полугодии мы в течение недели внедряем в учебный процесс один общий образовательный инструмент.

— Какой, например?

— Ну, например, в прошлом году у нас была Неделя комиксов. И все учителя, начиная с учителей начальных классов, проводили открытые уроки с использованием комиксов. В легкой и наглядной форме самый сложный и скучный материал воспринимается «на ура!». Прекрасный метод.

— Неужели такая работа результативна?

— Об этом говорят цифры. В 2023 году мы сделали первый выпуск – у нас было 47 одиннадцатиклассников. Из них четверо – медалисты. А ведь мы наших выпускников всего два года учили! И это значит, что наши методы работают. Правда, учителю приходится очень много трудиться.

— Да уж, вашим учителям приходится быть и креативными, и творческими, и изобретательными!

— И тому же мы учим наших детей.

Беседовала В.Смазнова