Формула успеха

ФТШ – это обнинская Физико-Техническая Школа. В минувшем году она отметила своё 35-летие, а также поразила весь город (и не только город) рекордами, достигнутыми при сдаче ЕГЭ.

Рождённая перестройкой

Физико-Техническая школа была создана при Институте атомной энергетики для того, чтобы увеличить количество абитуриентов, «просевшее» в непростые годы конца 1980-х – начала 1990-х. Ну и конечно, для того, чтобы уровень подготовки тех, кто поступает в один из главных «атомных» вузов страны был надлежащий.

— Это были сложные времена, когда в Советском Союзе менялось всё. И ректором ИАТЭ Юрием Алексеевичем Казанским было принято решение о создании школы-интерната для одарённых детей из «атомных» городов, хотя тогда их так ещё не называли, — рассказывает директор ФТШ Елена Степановна Сенина.

Первоначально в школе было немало и иногородних учеников, но при этом она всегда была муниципальной образовательной организацией. То есть, обучение было бесплатным, и при этом очень высокого качества.

Здесь углублённо изучали математику, физику, информатику – в соответствии с направлением и названием школы. Позже, когда в ИАТЭ открылся медицинский факультет, добавилось ещё одно перспективное направление – естественнонаучное, включающее химию и биологию.

С годами снизилась и возрастная планка учеников ФТШ. Если сначала там учились лишь старшеклассники, а позже принимали с седьмого класса, то сейчас в лицей принимают с пятого класса. И сегодня там учится порядка 440 ребят.

Ждём новых побед

ФТШ была создана для сильных учеников, чтобы сделать их ещё сильнее (в плане образования, конечно), и марку свою держит по сей день.

Лицей уже не первый год занимает лидирующие позиции в различных региональных рейтингах, входил и входит в ТОП лучших школ России.

А в этом году из 52 выпускников ФТШ на ЕГЭ — 15 стобалльников (причем трое из них набрали 100 баллов аж по двум предметам!), 19 медалистов (13 – «золотых» и шесть – «серебряных»).

— Это просто потрясающие результаты! Всего пять лет назад в руководство ФТШ пришла Елена Степановна Сенина, но она очень быстро погрузилась в учебный процесс, и в этом году мы увидели очень серьёзные результаты и в ЕГЭ, и в олимпиадном движении. Они молодцы! Я поздравляю их с такими замечательными результатами, и мы ждём новых побед, – так оценила успехи педагогического коллектива лицея заместитель главы администрации города в сфере образования Татьяна Волнистова.

Елена Степановна, конечно, рада таким рекордам, но, в целом считает это нормальным итогом работы:

— Мы никогда не ставили конкретной цели — стать лидерами. Мы просто даём хорошее образование. У нас есть отработанные программы и свой подход к образованию, и это, в комплексе с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, даёт такой результат. Конечно, теперь надо будет держать высокую планку. Но давайте не будем забывать, что лицей — это всё-таки школа для одарённых детей, которых мы отбираем.

Так что, это успехи наших талантливых учеников. А мы… мы просто работаем.

Мир нестандартных задач

В наше время очень важной частью школьной жизни являются предметные олимпиады.

— Олимпиадное движение, это вообще «наше всё», — улыбается Сенина. – И самое главное для нас — Всероссийская олимпиада школьников. На школьном этапе олимпиад у нас участвует почти 80 процентов всех детей, начиная с пятого класса. То есть мы погружаем их в этот мир и показываем, как это классно — решение нестандартных задач!

А ещё в лицее второй год реализуют совместную программу вместе с НИЦ «Курчатовский институт»  — Курчатовские классы. По сути, это дополнительное образование в области НБИКС-технологии и генетики.

— Под руководством своих наставников, учителей, которые прошли специальные курсы, наши дети создают научные проекты, а мы смотрим, что из этого выйдет. Но уже понимаем, что проектная деятельность подкрепляет наше образование, — поясняет Елена Степановна.

Поддерживать профильное образование помогают и другие партнёры, например, РХТУ им. Д.И. Менделеева,  Университет Иннополис и родной ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

— А ещё мы получаем серьёзную поддержку от обнинского бизнеса, например, от ГК SINTEC Group. Они поддерживают одарённых детей, финансируют проведение тренировочных сборов, подготовку к различным олимпиадам. Также они учредили стипендию для призёров и победителей заключительного этапа олимпиад. И в прошлом учебном году участниками заключительного этапа у нас стало четверо учеников — по математике, физике и химии, и одна  из них — десятиклассница Арина Лужецкая стала призёром по химии, — делится директор ФТШ.

Работают профессионалы

Впрочем, быть учителем в ФТШ очень даже непросто. Это высокопрофессиональная команда, начиная с руководителя — Елена Сенина в этом году стала лауреатом Всероссийской олимпиады учителей физики. Она не только классный управленец, но и практикующий учитель, в этом году выпускает одиннадцатый класс.

А заняв свою должность, Елена Степановна сохраняет тот коллектив, который был до неё:

— Профессионалы остались на своём месте. Это был принцип моей работы. И это тоже даёт результат. И каждый учитель тоже постоянно учится. И их курсы повышения квалификации — это не просто фиктивная галочка, а трудная, но нужная работа.

Сейчас в лицее порядка сорока педагогов, и это не считая совместителей, основное место работы которых – в ИАТЭ.

Поддерживать высокопрофессиональный уровень педагогической команды ФТШ помогают и материальные стимулы. Доплаты учителям предусмотрены местным законодательством, а ещё 30 процентов надбавки даёт статус базовой школы Российской Академии наук. Так что сегодня, вакантных мест в лицее нет.

В. Смазнова