Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

Город

К 100-летию первой школы. «Не оценивать людей, а ценить»



В «Визитной карточке» школы №1 значится: год основания — 1911. Современное здание школы было построено в 1954 году.
Здесь работают четыре отличника просвещения, два почётных работника образования. Основная концепция развития: создание школы по подготовке учащихся к жизни в современном информационном обществе.

Мы беседуем с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе Т.И.ВОСЬМИНИНОЙ.

-Татьяна Ивановна, вы - завуч первой обнинской школы. А сколько лет вообще работаете в школе?
-Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – так называется моя должность. В школе работаю 36-й год. Практически всю жизнь. Я ещё школьницей знала, что буду учительницей. Мы жили на Урале и, окончив школу, я поступила в Государственный педагогический институт. Получив диплом по специальности «учитель математики», пошла работать в школу. С 1975 по 1985 годы преподавала на Урале. Последние четыре года была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В Обнинск приехала в 1985 году. Тут жили мои сестры, и я решила обосноваться в этом городе. Первый год работала в СПТУ №26 (ныне лицей) воспитателем. Через год меня приняли в первую школу учителем математики. Мне повезло: у меня были хорошие наставники. До сих пор с благодарностью вспоминаю Валентину Фёдоровну Кузину, Эльвиру Евгеньевну Бурмистрову, Анну Михайловну Кузьмичеву.
С сентября 2000 года по предложению директора школы Василия Викторовича Рогожина работаю его заместителем.
-Современные дети отличаются от тех, с которыми вы работали, допустим, двадцать лет назад? И какие инновационные изменения претерпела щкола?
-Современные дети отличаются, прежде всего, поведением. Они более демократичны, раскованнее, у них иное отношение к получению знаний.
Мы, педагоги, в первую очередь должны мотивировать детей на обучение. За годы работы в школе лично мне стало ясно, что отношение детей к учёбе зависит от того, как относятся к получению образования их родители, чем они занимаются, какое имеют образование сами. До сих пор с удовольствием вспоминаю свой первый выпуск 1993 года. Родители правильно настраивали детей на учёбу, и работать с ними было одно удовольствие. Сейчас гораздо больше детей, которых надо убеждать учиться, направлять. В этом году ввели сдачу государственной итоговой аттестации для девятиклассников. Это независимая оценка знаний, к которой не все дети готовы. На данный момент интерес родителей к обучению снижен, а без их поддержки ребёнку не всегда удаётся хорошо подготовиться. Я считаю, что подобные экзамены (ГИА) должны сдавать ребята, ориентированные на учёбу в десятом классе. А те, кто собирается получить профессиональное образование, могут сдать экзамены в своей школе. То же самое можно сказать и об экзаменах в одиннадцатом классе. Если ребёнок собирается получить высшее образование, то пусть сдаёт ЕГЭ, зарабатывает баллы и получает сертификат. А если он не собирается дальше учиться, то ему удобнее сдавать экзамены в своей школе.
В этом году с 1 сентября в начальной школе вводятся федеральные государственные образовательные стандарты нового (второго) поколения. А в 2012 году их начнут вводить с 5 класса и в средней школе. Мы являемся экспериментальной площадкой по апробации стандартов в начальной школе по теме «Развитие личности младшего школьника при обучении по УМК «Перспектива».
С переходом на новые стандарты меняется роль учителя. На педагогический состав возложена ответственная роль: подготовить и выпустить такого ученика, который будет адаптирован к жизни в современном обществе. Это должен быть коммуникабельный, креативно мыслящий человек, который самостоятельно видит проблему и находит пути её решения. Новые стандарты, надеюсь, помогут созданию такой «модели» выпускника.
С 2006 года мы также являемся экспериментальной площадкой регионального уровня по теме «Включение цифровых образовательных ресурсов и программных средств в учебный процесс в качестве инструментов реализации новых педагогических технологий». В 2006 году эта тема была самой актуальной. Учителя сами разрабатывали электронные приложения к урокам, тесты, мультимедийные тренажеры. Сейчас мы получаем готовые цифровые образовательные ресурсы, разработанные Московским институтом открытого образования с учетом наших пожеланий. В школе два компьютерных кабинета. В одном регулярно проводятся уроки информатики, а во втором по расписанию с ребятами занимаются учителя-предметники.
-Отношение к профессии учителя, на ваш взгляд, претерпело изменения?
-Конечно, претерпело. И большие. В работе с коллективом я руководствуюсь принципом: не оценивать людей, а ценить. Гордость школы – наш стабильный и сплочённый коллектив. У нас нет текучки. Это заслуга администрации. Коллектив разновозрастный, но самому молодому уже 34 года, и это повод, чтобы задуматься. Педагогический состав небольшой, всего 26 человек. Из них педагогов высшей категории – 18, первой категории – 6 и второй – 2. Администрация создаёт все условия для профессионального роста учителей. У нас работают очень сильные педагоги. Отношение общества к учительству поменялось не в лучшую сторону. Я до сих пор дружу с родителями своих выпускников, мы уважаем друг друга. Некоторые родители нынешних учеников позволяют себе вольности в общении с учителем, а дети моделируют эти отношения. Но хочу сказать, что воспитательная компонента в школе осталась. И новые образовательные стандарты предполагают, что десять часов в неделю по учебному плану будет отведено внеурочной работе по самым различным направлениям. Было время, когда говорили, что ребёнок должен воспитываться в семье. Но сейчас стало понятно: не всякая семья способна дать нужное воспитание.
-Используются ли методы работы с детьми С.Т.Шацкого в современных образовательных программах?
-Конечно, используются. И в первую очередь — воспитание через труд.
У нас есть учебно-опытный участок. Там, начиная с пятого класса, ведутся уроки сельскохозяйственного труда. Кстати, наша школа единственная городская школа в области, где есть подобный участок.
До 2011 года мы также проводили трудовые занятия в школьной теплице. К сожалению, в этом году заниматься там опасно. Теплица требует основательного ремонта. Мы проводим уборку пришкольной территории, заботимся о здоровье деревьев, растущих в нашем дворе. Каждый год школа проводит акцию «Чистые берега Репинки» - наши ребята убирают мусор, оставленный жителями города на берегах этой речки.
Выращивая свои овощи и фрукты, мы каждый год принимаем участие в областном смотре-конкурсе школ, имеющих пришкольные участки. Дважды были отмечены на этих конкурсах.
Большое внимание школа уделяет и эстетическому воспитанию детей, о котором тоже говорил С.Т.Шацкий. У нас работают вокальный кружок, кружок художественного чтения, дети на базе школы активно участвуют в работе фольклорного ансамбль «Друженька», вся начальная школа посещает спортивные танцы «Ритмика», школьный музей колонии «Бодрая жизнь». У нас единственный в городе действующий планетарий.
- Татьяна Ивановна, а чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Есть ли у вас хобби?
- Хобби? Ну, какое хобби? Усадьба, внуки и путешествия. В деревне Потресово остался родительский дом. В выходные беру внуков, а их у меня двое (девочка и мальчик), и уезжаю в усадьбу. Мы c сёстрами очень любим отмечать там 9 мая. Собираемся целыми семьями, вспоминаем папу, которого я считаю идеальным отцом, образцом для подражания. Он воевал в Великую Отечественную и многое рассказывал о войне. Жалею, что не записывала тогда его рассказы. Люблю читать. Сейчас вновь взялась за классику. Перечитываю Тургенева, Чехова, Булгакова...

Н.НИКУЛИНА.
На снимке - Т.И.Восьминина.
Фото Д.Владыкина.




Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №79-80 (3489-3490) / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name