Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ


На Берлин!



Накануне Дня Победы полностью отреставрированный советский самолёт Ил-2 времён Великой Отечественной войны принял участие в ежедневных показах на авиакосмическом салоне ILA Berlin 2018, который проходил с 25 по 29 апреля. Перелёт более чем в полтысячи километров боевой штурмовик преодолел на своих крыльях с промежуточными посадками для дозаправки и техобслуживания в Республике Беларусь и Чехии. На маршруте Ил- 2 сопровождал самолет технической поддержки ТВС-2ДТС. А в путь они отправились с калужского аэродрома Орешково, что под Воротынском.

Пять лет восстанавливали этот самолёт энтузиасты, которых объединил проект «Крылатая память Победы». А до этого два года шли его поиски. Поднять штурмовик со дна заполярного озера удалось в 2012 году.
- Нам повезло, - рассказал Борис Осятинский, руководитель проекта «Крылатая память Победы», - самолёт находился на глубине в холодной воде, заиленный, и поэтому очень хорошо сохранился. Но восстановление авиационной техники, пожалуй, более сложная научная задача, чем просто постройка самолёта. Нам пришлось полностью разобрать машину, тщательно изучить свойства металла.
Реставрировали самолёт новосибирские специалисты, а помощь в финансировании работ оказала  Объединенная авиастроительная корпорация. В результате удалось полностью сохранить бронированный корпус машины. А вот пробоину, ставшую в ноябре 1943-го роковой для этого штурмовика, реставраторы специально оставили нетронутой.
Виктор Глушин, главный инженер ООО «Авиареставрация»:
- Это повреждение от осколка снаряда, пробившего моторный отсек и электрогенератор. В результате самолёт остался без управления бортовым вооружением, и двигатель стал давать перебои. Боевое ранение самолёта-ветерана мы решили сохранить. Оно не влияет на прочность конструкции и является меткой его подлинности.
Немало непростых технических задач пришлось решить инженерам-реставраторам при восстановлении Ил-2. Свой первый мирный полёт боевой штурмовик совершил в 2017 году, когда его готовили к показу на МАКС-2017. Об этом проекте тогда много писала западная пресса, в том числе германский журнал по истории авиации. А в марте 2018-го пришло приглашение от организаторов авиакосмического салона ILA Berlin 2018 принять участие в показательных полётах. Честь поднять в небо над Берлином фронтовой штурмовик Ил-2 доверили опытному летчику-испытателю Владимиру Барсуку.
- Это нормально летающий самолёт, - считает пилот, которому уже не раз приходилось летать на подобной ретро-технике. - Из всех «ветеранов» это самая простая с точки зрения пилотирования машина, которая имеет очень хорошие характеристики взлёта и посадки. Ил-2 доступен для лётчиков средней квалификации. Конечно, технологические решения того времени менее надёжны, чем в современном авиастроении. Но на этом самолёте успешно воевали наши отцы и деды, и мы тоже справимся. Технических проблем я не вижу. Есть, правда, проблемы бюрократические. Но надеюсь, они тоже будут решены.
По мнению лётчика, кроме чисто технической задачи экипаж самолёта-ветерана выполняет в Берлине ещё и социальную, этическую миссию:
- Это для нас «полёт примирения», акция памяти всех, кто погиб на той кровопролитной войне. И замечательно, что эта акция происходит по приглашению немецкой стороны. Это ведь тоже очень важно!

История самолёта и его экипажа
Знаменитый советский штурмовик Ил-2 был прозван противником «черной смертью» и «летающим танком». Он разработан в ОКБ-40 под руководством генерального конструктора Сергея Ильюшина. Ил-2 является самым массовым боевым самолетом в истории авиации: за время серийного производства советская промышленность выпустила более 36 тысяч этих машин.
Штурмовик Ил-2 участвовал во всех крупных сражениях на советско-германском фронте, а также в войне против императорской Японии. Серийное производство самолета началось в феврале 1941 года и продолжалось до 1945 года. После окончания войны Ил-2 стоял на вооружении ВВС Польши, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Эксплуатация самолета продолжалась до 1954 года. За время войны было разработано более десяти модификаций самолета Ил-2.
46 штурмовой авиационный полк ВВС Северного флота был единственным из всех авиационных частей флота, который имел на своем вооружении штурмовики Ил-2. Целями для Ил-2 становились позиции сухопутных войск и артиллерийские батареи противника в зоне оперативной ответственности флота, береговые укрепления врага, аэродромы, портовые сооружения, а также боевые, вспомогательные и транспортные суда в прибрежной зоне и многочисленных заполярных фьордах.
В боях в Заполярье 46 штурмовой авиационный полк принимал участие с весны 1943 года, перебазировавшись перед этим с Черноморского флота и переучившись на новые для экипажей Ил-2.
25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46 полка в сопровождении истребителей вылетели для удара по аэродрому Луостари. Противник встретил их ожесточенным зенитным огнем и атаками истребительной авиации. Навстречу нашим самолетам в воздух успело подняться не менее 25 Ме-109. Для молодого летчика Валентина Скопинцева это был всего лишь 3-й боевой вылет, а для его воздушного стрелка Владимира Гуменного – 2-й. Несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились два уничтоженных самолета на земле и одна подавленная зенитная точка, а у стрелка – сбитый в воздушном бою Ме-109.
Однако и их самолет был подбит снарядом зенитного орудия. Штурмовик был обесточен, у него отказало вооружение. Выйдя из боя, самолет Скопинцева лёг на обратный курс, но был атакован истребителем противника. Стрелок смог отбить атаку и подбить «мессер», но сам был ранен. На изрешеченной машине, двигатель которой давал перебои, и с раненым стрелком в задней кабине летчик смог почти дотянуть до родного аэродрома Ваенга-2, но пришлось сесть «на брюхо» на лед озера «Кривое» в нескольких километрах от Ваенги. Скопинцев успел вытащить боевого друга из кабины, залитой кровью, когда подоспела помощь товарищей. Штурмовик спасти не удалось, он затонул в озере. Летчик со своим стрелком вернулись в строй и прошли вместе всю войну, что большая редкость в истории экипажей штурмовой авиации Великой Отечественной войны.

История поисков и реставрации самолёта
В 2010 году сын и дочь летчика обратились в Фонд «Крылатая память Победы» с просьбой найти по воспоминаниям и документам отца затонувший самолет и осуществить его реставрацию.
Поиски заняли два года из-за ошибки в идентификации озера в документах. Однако в 2012 году Фонду удалось найти и поднять самолет, после чего в Новосибирске в мастерских ООО «Авиареставрация» и в цехах ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» началось восстановление самолета, финансируемое на средства Фонда.
В 2016 году к финансированию проекта подключилась Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), благодаря чему в 2017 году реставрация была успешно завершена, и самолет впервые после войны поднялся в воздух.

В.Хлыстов.

5 мая 2018 г.


Газета Обнинск / Архив / Архив новостей / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name