Гaзeтa 'Обнинск' (с 1957 по 1991 - 'Вперёд')



Гaзeтa, которой доверяют.

Гaзeтa Обнинск - городская газета города Обнинска
Поиск по сайту


    
  электронная версия газеты создана при финансовой поддержке ОЦНТ

актуально

«УМНЫЕ ТОВАРЫ» НАДО ПОКУПАТЬ С УМОМ



15 марта будет отмечаться Всемирный День прав потребителей. В этом году он пройдёт под девизом  «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Сегодня мы предлагаем читателям материал, который подготовили специалисты управления потребительского рынка, транспорта и связи администрации Обнинска.
В настоящее время нет законодательного определения понятия «смарт-устройство». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д. Смарт-устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. К смарт-устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт-продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни. Этот термин также может относиться к устройству, которое проявляет некоторые свойства распределенных вычислений, в том числе, хотя и не обязательно, искусственный интеллект.
Специального законодательства, регулирующего права потребителя при продаже и использовании смарт-устройств не имеется. Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров. Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 Правил продажи отдельных видов товаров, а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Таким образом, главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.
По мере того, как все больше граждан подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства становятся повседневной реальностью для потребителей, что знаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с «умной» электроникой, гаджетами и продвинутыми услугами.
Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: сетевая уязвимость или утечка информации. Бывает, нарушается конфиденциальность личных данных, люди не знают о возможных рисках и о том, кто несет ответственность при возникновении убытков.
Многие граждане производят покупки  дистанционным способом, не выходя из дома в режиме онлайн. Это удобно, да и цены на товары, купленные таким способом, существенно ниже. Индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
Предстоящий Всемирный день прав потребителей будет хорошим поводом ещё раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Как же в целом обстоят дела  с защитой прав потребителей в нашем городе?
                 
КАЖДЫЙ  ПОТРЕБИТЕЛЬ  НАДЁЖНО  ЗАЩИЩЁН

Защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», Федеральным Законом «Об оказании государственных и муниципальных услуг», Комплексным планом мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей в Калужской области и Административным регламентом оказания муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей», другими подзаконными актами. В соответствии с ними любой потребитель имеет право и реальную возможность обратиться за помощью в управление потребительского рынка, транспорта и связи и ему на безвозмездной основе помогут - дадут квалифицированную консультацию, а при необходимости подскажут, как  оформить претензию. Свяжутся с продавцом или исполнителем услуги и в рамках действующего законодательства восстановят нарушенные права потребителей и дополнительно выдадут «Памятку потребителя». Обращение возможно как в письменном виде, так и в устной форме, а также по электронной почте.

ПРАВА  ПОТРЕБИТЕЛЯ

Право потребителя на информацию
Любой потребитель имеет право на информацию о продавце (исполнителе), а также полную и достоверную информацию о товаре: его потребительских свойствах, порядке эксплуатации и особенностях, информацию о гарантийном сроке или сроке службы (если они есть), о документе, подтверждающем качество и безопасность товара или услуги. Причём вся эта информация предоставляется потребителю в письменном виде на русском языке. Информация необходима для того, чтобы потребитель мог принимать взвешенное решение относительно покупки. Ему должно быть понятно, кто именно несёт ответственность за поставку и качество товара или услуги.
О том, какое значение уделяется законодательством информации, свидетельствует и тот факт, что «если потребителю дана неполная или недостоверная информация и вследствие этого он неправильно эксплуатировал товар, что в свою очередь может быть  причиной его выхода из строя, то в этом случае потребитель имеет право в разумный срок предъявить любое требование, предусмотренное законом, вплоть до отказа от исполнения договора купли-продажи и возврата денежных средств и возмещения убытков в полном объёме.

Право потребителя на обращение
Ни один субъект торговли или услуги не имеет право отказать потребителю в обращении, связанном с приобретением некачественного товара или оказанием некачественной услуги.  При этом обращение может быть сделано как в устной форме, так и в письменном виде. На любое обращение продавец или исполнитель услуги должен дать ответ по существу обращения. В случае, если потребитель считает, что ответ продавца необоснованный, он может оспорить его действия как неправомерные. Для того, чтобы лучше ориентироваться в данном вопросе, специалистами Управления  разработана «Пошаговая инструкция», которая размещена, в том числе, на официальном сайте Администрации города – www.admobninsk.ru В этой инструкции потребителю подробно разъясняется порядок обращения, процедура и сроки рассмотрения его требования, а также что ему необходимо предпринять в случае игнорирования его законных требований и куда обращаться. В инструкции размещены бланки претензий и заявлений. Кроме того,  разработана «Памятка для потребителя», которую может получить любой желающий.

Право на возмещение убытков и выплату неустойки
Если потребитель вследствие покупки некачественного товара или оказания ему некачественной услуги понёс убытки (например, доставка крупногабаритного товара в квартиру, его сборка или подключение и т.д.), то помимо возврата денежных средств за некачественный товар или услугу, ему должны возместить убытки в полном объёме. А в случае нарушения сроков возврата денежных средств или замены товара продавец или исполнитель услуги обязан выплатить неустойку.

Право на защиту
Любой потребитель, чьи права нарушены, вправе рассчитывать на защиту своих прав, как в органах местного самоуправления, так и в государственных органах контроля, а при необходимости в судебном порядке (потребитель освобождается от госпошлины). При этом предпринимаются все меры, с целью защиты прав потребителей в досудебном порядке. Судебные разбирательства – это крайняя мера.

За прошедший 2018 год в управление потребительского рынка, транспорта и связи администрации Обнинска поступило 80 письменных обращений граждан, связанных с покупкой некачественного товара или оказанием некачественной услуги. А устных обращений и консультаций  было более 2500. Все обращения граждан были рассмотрены в установленный законодательством срок. Продавцами и исполнителями услуги возвращено около 266 000 рублей за некачественный товар и некачественно оказанную услугу. Если говорить о структуре обращений, то около половины из них связано с приобретением некачественной мебели, около 20% приходится на телефоны и бытовую технику, далее следует обувь, одежда и другие товары. Разговор о тех правилах, которыми следует руководствоваться потребителям, при обращении к услугам интернет-торговли мы продолжим в следующем номере газеты. 

Управление потребительского рынка, транспорта и связи администрации г. Обнинска




Газета Обнинск / Архив / Архив номеров / №17 (5327) вторник, 12 марта / Контакты Создание сайта: www.Обнинск.name