Кадровый вопрос в науке

Кадровый потенциал российской науки — не абстракция, а живая система. К такому выводу пришли участники выездного заседания комиссии Госсовета РФ по направлению «Кадры», которое прошло в преддверии Дня науки в Обнинске.

Калужская область – территория науки

Это представительное заседание проходило под председательством губернатора Калужской области Владислава Шапши. Как уроженец и патриот нашего города, он прекрасно знает все исторические научные вехи Обнинска, а также его современные достижения и новые векторы развития.

И в своём приветственном слове он не забыл отметить научные достижения региона, в целом, и Обнинска, в частности.

— За годы развития Калужская область по праву заслужила репутацию одного из ведущих научно-технологических центров России. В прошлом году статус «наукограда» для Обнинска был продлён до 2040 года, и за это отдельное спасибо нашему правительству, – подчеркнул Владислав Шапша.

Также он напомнил, что 46 научных организаций и 10 вузов региона взаимодействуют между собой, сотрудничают с госкорпорациями, академическими институтами. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2024 году превысило 13 миллиардов рублей.

Но главное – все-таки кадры

На заседании прозвучало, что сегодня в России около 670 тысяч человек занимаются наукой. По абсолютному количеству учёных наша страна находится на четвёртом месте.

Средний возраст научных работников сейчас значительно ниже, чем, скажем, 20 лет назад. То есть, идёт приток молодых «умов». И это замечательно!

Но всё-таки, кадровый вопрос в российской науке стоит остро. И чтобы достичь технологического лидерства к 2030 году, количество исследователей должно вырасти в три раза. Как это сделать – над этим думают и сами учёные, и представители власти.

Для этого нужно решить ряд вопросов. Среди них: снижение общей численности исследователей и разработчиков, острый дефицит кадров, низкая доля молодых докторов наук, недостаточно развитая инфраструктура.

А также региональный дисбаланс. В частности, было отмечено, что филиалы вузов и НИИ уступают центрам по численности и квалификации.

Поднять авторитет учёного и учителя

Но прежде всего нужно поднять авторитет учёного, а также учителя, потому что любой путь человека начинается в школе, в том числе и путь учёного. И учителя играют в этом очень важную роль.

— Сейчас мы должны заниматься ранней профориентацией, популяризацией науки, должны культивировать преемственность в научной среде, — отметила президент Российской академии образования Ольга Васильева, предложив в ходе обсуждения практические, реальные действия по подготовке кадров для науки.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Александр Мажуга считает, что для обеспечения технологического лидерства страны необходимо разработать отдельную систему образования, которая будет направлена на обеспечение сектора исследования и разработок кадрами. И согласился с тем, что эту работу надо начинать со школьной скамьи. Среди важных задач он назвал и совершенствование системы аспирантуры, перевода её из сферы образования в сферу науки.

Вообще на этом мероприятии прозвучало немало конкретных предложений: формирование стратегии национальной кадровой безопасности, обеспечение научных организаций инженерно-техническими кадрами, проведение всероссийской кадровой конференции научно-исследовательских организаций, создание российской универсальной программы для молодых учёных по подготовке, а также переподготовке управленческих и административно-хозяйственных сотрудников научных организаций.

Не только привлечь, но и удержать

К сожалению, мало привлечь кадры в науку, надо их там ещё удержать. И об этом тоже шла речь на заседании.

— Стратегия научно-технологического развития, утверждённая президентом в России в прошлом году, подчёркивает важность адресной поддержки молодых учёных и необходимость создания современной научной и социальной инфраструктуры. Безусловно, эти задачи должны решаться и университетами, и научными организациями, и работодателями — крупнейшими корпорациями и органами власти, — считает депутат Государственной думы Федерального собрания, председатель комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

Поэтому комитет Госдумы по науке и высшему образованию сейчас начал готовить новый закон по науке.

Подводя итог заседания, Владислав Шапша отметил, что прошедшая дискуссия показала, что кадровый потенциал российской науки не абстракция, а живая система:

— Здесь очень много составляющих. Законодательные инициативы создают условия для роста. Образовательная политика воспитывает мышление. Госкорпорации и наукограды дают почву, где всё это может развиваться. Передовые технологии ставят амбициозные задачи. Инфраструктура позволяет превратить это в конкретные ощутимые результаты.

В.Яськова

***

Сегодня в России около 670 тысяч человек занимаются наукой, большая часть из них  — исследователи. Причём, мужчины продолжают лидировать. Их в науке 61,5 процента.

— 212 тысяч человек — учёные до 35 лет включительно;

— 158,9 тысячи человек — в возрасте от 36 до 44 лет.

— все остальные учёные – в возрасте от 45 до 65 лет и старше;

— кандидатов наук — более 138 тысяч;

— докторов наук — порядка 44 тысяч человек;

— самая большая численность кандидатов наук в возрастной нише 35-39 лет;

— средний возраст исследователей — 46 лет, докторов наук — 63 года, кандидатов наук — 51 год.