Как научить ребёнка думать

Сегодня День учителя

Сегодня отмечается профессиональный праздник настоящей интеллигенции – День учителя. Редакция решила попросить рассказать о своей работе учителя одной из обнинских школ. Наша собеседница – учительница школы №9  Татьяна Сергеевна Дыма. Её педагогический стаж 44 года, она преподаёт международную художественную культуру.

-Татьяна Сергеевна, с праздником Вас! Где вы родились и учились?

— Родилась я в посёлке Обнинское. В первый класс второй школы пошла в 1960 году, а школ в городе тогда и было всего две.

В пятый класс меня перевели уже в школу №4, потому что она находилась в микрорайоне, где мой папа, сотрудник ФЭИ, получил квартиру — на улице Курчатова. Наш класс был первым выпускным в четвёртой школе. Это было в 1970 году. В следующем году этому событию исполнится 50 лет.

Через год после окончания школы я поступила в калужское училище (колледж) культуры и искусств, в библиотечное отделение. Потом окончила народный университет этики, эстетики и изобразительного искусства, который был расположен в доме политпросвещения горкома партии, ныне Дом учёных. Замечательные люди из Москвы читали нам интересные лекции.

— Но где же вы получили педагогическое образование?

— В Калуге в педагогическом институте им. К. Циолковского, на филологическом факультете. Закончила его заочно, потому что вышла замуж, рос маленький сын. Но я уже работала, потому что для получения образования в институте нужна была практика по профессии.

Работала я в медицинском училище 18 лет, вела предмет «Делопроизводство и машинопись».  А вечером преподавала русский язык и литературу в вечерней школе. Мне нравились ученики этой школы. Работать с ними было нелегко, но интересно.

— А когда же началась ваша строго школьная биография?

— В школу №10 я перешла 27 лет назад. Меня взяли учителем рисования, а буквально через полгода назначили заместителем директора по воспитательной работе. В этой непростой должности я проработала 21 год. Несмотря на большую нагрузку, я не жалею об этом, потому что смогла многим детям помочь. Я не стесняюсь говорить об этом, потому что были такие ситуации, когда грозит «сума или тюрьма» — не понятно что… Я здесь жила всегда, многих знала, понимала, что порой ребёнок и не виноват в случившемся, и надо было его просто-напросто спасать.

— Какие вообще были отношения с детьми и родителями?

— С детьми у меня никогда не было конфликта, и с родителями не было. В каждом ребёнке я вижу личность. Он талантлив, и это проявится, если развивать в нём те чувства, которые есть. Он может быть просто не понятым человеком. И если я понимаю, в чём заключается беда ребёнка, то с ним можно просто поговорить.

Бывали разные случаи. Например, так: я знаю, что ребёнок голодный. Папа и мама пьющие, они забывают про него. И я говорила мальчишке: «слушай, Коля, ты не составишь мне компанию – чай попить?». И Коля говорил: «да, можно». И такого рода эпизодов было немало. С ним надо говорить по-человечески, потому что хамство и грязь словесную он много слышит, его порой относят к нижней касте, пусть он услышит совершенно другое, доброе и очень важное.

И сегодня готовлю свой класс – одиннадцатый – к выпуску, и говорю им: вы личности, вы проживёте свою жизнь самостоятельно, вам надо разобраться в самих себе. Не надо надеяться на папу с мамой, ещё на кого-то. Надо это понять.

— Расскажите о предмете, который вы преподаёте?

— Я уже давно преподаю Международную художественную культуру – обожаю этот предмет, хотя в нынешних условиях вести его не так-то просто.

Сейчас многие дети не читают книги, и объяснить им непростые вопросы  сложно. Ведь не читающий человек часто не понимает значение слов.

Но нравится работать с детьми, которые начинают многое понимать. Ребята часто обращаются ко мне с разными просьбами. Мы начинаем разбираться, обсуждать. Иногда жалуются, что не могут что-то запомнить, а я говорю им, что не люблю «зубрилок», но люблю ребят, у которых есть своё собственное мнение. Мальчик один спрашивает: а если оно неправильное? Я предлагаю доказать, что оно неправильное.

Очень радует, когда начинаешь им объяснять, и до них доходит, они начинают понимать, что существуют этические и эстетические нормы. Может ли художник просто так создать картину? Нет. Что-то прошло через его душу, внутренний мир, когда он увидел и почувствовал красоту. Он решил это запечатлеть, потому что понимает: красота быстротечна. И увиденное явление может исчезнуть в какой-то момент.

— Как воспринимают ребята ваш предмет и учителя?

— Когда мы говорим на уроках о тайнах и секретах искусства, то в классе нет лишнего шума, нет хаоса, работа идёт спокойно.

Сейчас в 9-ом классе, например, мы изучаем синтетическое искусство – это кинематограф. Ребята смотрят такие наши фильмы как «Вертикаль», «Завтра была война». Смотрим и американские фильмы, но только такие, которые заставляют задуматься. Например, фильмы Чарли Чаплина.

Смотрят ребята фильм «Вертикаль», где звучат песни Высоцкого, и задают вопрос: что такое «Эдельвейс»? С таким названием горного цветка были батальоны, которые воевали в горах в 1941-45 годах. У солдат «Эдельвейса» были шевроны на пилотках и на рукавах, изображающие горные цветки, которые нельзя срывать и приносить в долину.

Так вот находим в фильмах удивительные эпизоды, смотрим и анализируем, делаем открытия.

Или смотрим мы вместе короткий фильм «Солдат», снятый одной женщиной об её отце, участнике войны. Фильм производит очень сильное впечатление на ребят. К ним стучится совесть. Они должны понимать, что плохо, а что хорошо, что можно, а что нельзя.

Мы разбираем на уроках удивительные, глубокие письма античного автора Сенеки, писавшего их своему ученику Луцилию. Там есть такая фраза: «Вся свалка вокруг добычи». Ребята вдумываются, начинают понимать, что много пустоты, которая не нужна, и надо «отделить зёрна от плевел».

— Какие темы уроков вашего предмета?

— Мы знакомимся с архитектурой, скульптурой, живописью, поэзией, драматургией, зарубежной литературой. Мы знакомимся с религиозными воззрениями. Существует пять основных конфессий, о которых мы говорим. Почему, например, нельзя крестик носить поверх одежды? Потому, что религия – это духовность, а не украшение. Изучаются греческие философские школы. Что такое философия? Разговор об этом сложен и очень интересен. Здесь масса моментов, о которых нужно говорить.

— А зачем?..

— Говорю часто ребятам, что они, конечно, должны знать математику, русский язык, химию, физику и так далее, но ещё они должны знать что-то большее. Мы делаем многое дополнительно к программе. Например, сделали расшифровку стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». Там большое количество сравнительных характеристик персонажей. Мы обсуждаем вопросы: что такое Чёрная речка, почему Дантес женился на Катерине сестре вдовы Пушкина? Много-много вопросов, и всё нужно объяснять, делать открытия самостоятельно.

— Возникает ли пренебрежение к предмету у школьников?

— Для них всё становится интересным. Важно сказать о том, что сегодня ребята часто общаются только через кнопки мобильных телефонов и компьютеров, а ведь значительно важнее живое общение. Понятие удобство и современность очень далеки от живого общения.

Для того чтобы понять стихи, музыку и многое другое, что связано с культурой народа, ребятам надо понять одну простую вещь: у каждого человека есть память. Есть прошлое, настоящее и будущее – без двух первых не будет третьего. Можно услышать музыку, которая возвращает человека в прошлое, можно почувствовать запах духов, который напомнит о людях, и разных моментах жизни. Я прошу запомнить ребят, что только что прошедшие пять минут урока больше никогда не возвратятся.

— Но ведь неизбежна для них виртуальная реальность?

— Конечно. Это иное поколение, иное восприятие и ощущение мира, в котором они живут. Но я точно могу сказать, что эти выпускники, эти люди помнят наши уроки – и это главное. Мы были, между прочим, близки с выпускниками, которые уехали учиться за границу – во Францию, Эстонию, или в далёкие университеты. Вот записка, переданная мне от нашей ученицы, которая окончила школу с золотой медалью и уехала за рубеж. Они помнят и любят своих учителей.

— Занимаетесь ли вы какими-то местными событиями и судьбами людскими?

— Отмечалась, к примеру, юбилейная дата первой АЭС. Мы с ребятами нашли документы, которые имеют отношение ко времени строительства станции – хлебные карточки 1947 года, письма, портреты. Эти бумаги нам передали из семьи Льва Николаевича Усачёва.

Мы работаем с вопросами, связанными с художником П. Кончаловским и многим другим. Словом, краеведение тоже в кругу наших интересов и занятий.

Готовимся к 75-летию Победы, найдены нами интересные документы, касающиеся крупного корреспондента времён войны Николая Полякова. Среди найденных фото есть совершенно уникальная маленькая фотография шотландцев в юбках, стоящих в 1945 году возле покорённого рейхстага в Берлине. Доклады об этом планируем представить на федеральной научно-практической конференции «Интеллекта будущего».

— Ваши пожелания молодым учителям?

— Научитесь понимать тех, кого вы учите. Необходимо видеть в них людей, каждого как личность. Постарайтесь это сделать. Оттолкнуть человека легко, а вернуть трудно. И нужно, чтобы дети стали честными, порядочными и добрыми людьми.

Беседовал В. Шапошников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *