Как привить любовь к знаниям

Кадровый вопрос в науке обсудили на прошедшем в Обнинске представительном заседании Госсовета РФ, и пришли к выводу, что он стоит остро. Чтобы достичь технологического лидерства к 2030 году, количество исследователей должно вырасти в три раза. И кому же стать кузницей кадров для страны, как не наукоградам?! В Обнинске это понимают очень хорошо, и работа такая ведётся уже давно и системно.

Укрепление технологического суверенитета начинается… в детских садах

28 февраля 2024 года указом президента Российской Федерации была утверждена стратегия научно-технологического развития России.

И в нашем городе систему инженерного образования рассматривают, как основу для создания и укрепления научно-технологического суверенитета нашей страны.

Государством же поставлена задача: вовлекать в инженерную деятельность детей, начиная с дошкольных учреждений. А в Обнинске интерес к научно-техническому творчеству в детских садах развивают уже много лет.

У нас проходит фестиваль «Эйнштейнеры» и другие мероприятия, в которых через игровую деятельность ребёнка вовлекают в какую-либо очень интересную работу.

В городе постоянно совершенствуется образовательная инфраструктура, укрепляются связи с научными предприятиями и центрами.

Каждые каникулы — инженерные

Но главная работа начинается всё-таки в школе, когда ребёнок становится готовым получать большой объём знаний.

На базе образовательных учреждений созданы несколько точек роста. Это робототехника в Техническом лицее, биологическое направление в десятой и шестой школах, а также экологическое – в школе №7. А в семнадцатой школе есть атомный класс.

— С 2022 года мы начали активно развивать инженерное образование, и в школе №18 открыли инженерные классы Росатома. Конкурс туда не меньше, чем в физмат-классы ФТШ, и составляет четыре человека на место. А при отборе детям даются задания на развитие изобретательского мышления. И в эти классы попадают дети (в основном мальчики) с очень интересным творческим нестандартным мышлением. Погружение в инженерную деятельность идёт через дополнительное образование и внеурочную работу. А каждые каникулы учеников этого класса являются инженерными, – рассказывает зам. главы администрации города в сфере образования Татьяна Волнистова.

Круг партнёров расширяется

Растить будущих учёных помогают очень многие предприятия. Активное участие в подготовке будущих физиков, как в ФТШ, так и в инженерных классах, принимает обнинский Институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ.

Компания «SINTEC Group» теперь поддерживает развитие системы образования не только финансово, но также активно участвует в профориентационных каникулах, а его специалисты проводят в Кванториуме занятия по химии.

В нашем Кванториуме, одном из немногих в Российской Федерации, есть энерджи-квантум, в котором широко представлен Физико-энергетический институт.

— Мы постоянно расширяем круг наших партнёров. В этом году новым партнёром стал РУДН, и у нас состоялись очень интересные каникулы для медицинского класса, который был организован при поддержке МРНЦ. А инженерные классы выезжали на инженерные каникулы в университет «Иннополис». И его же специалисты проводят дистанционные занятия с нашими ребятами, — отметила Волнистова.

Также для детей в профильных классах организуют встречи с интересными людьми — с капитаном атомного ледохода, например, или с руководителями разных дивизионов Росатома.

Несмотря на активное внедрение профильного образования, более 46 процентов десятиклассников пока ещё выбирают универсальные классы.

Естественно-научный профиль выбирают более 18 процентов старшеклассников, а технологический — 13,4 процента. Вместе они составляют почти треть от всех старшеклассников, и это показатель заинтересованности в естественно-научных и в технических дисциплинах.

Наглядные результаты работы

Работа ведётся обширная и системная, и уже видны её результаты. Особенно наглядны они при выборе нашими одиннадцатиклассниками предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ.

Выпускников одиннадцатых классов в этом году 810. У них наблюдается устойчивая положительная динамика по выбору профильной математики – 57 процентов или 461 человек.

Отмечается рост интереса к информатике — в этом году её выбрали почти четверть выпускников.

Физика в Обнинске несколько лет стабильно удерживается на 16 процентах. В целом для России это довольно высокий показатель.

Очень серьёзно подрос интерес к биологии и химии — на сегодняшний день их выбирает почти 21 процент и 20 процентов выпускников (соответственно).

Что касается информатики, то по этому предмету снижение шло в целом по стране, и в наукограде тоже, хотя наши позиции, если сравнивать с общероссийскими, были высокими. А вот гуманитарные дисциплины теряют популярность. Если лет пять назад обществознание выбирали более 56 процентов выпускников, то сегодня эта цифра составляет лишь 38 процентов.

То есть, интерес наших выпускников перетекает в пользу технических естественных научных дисциплин.

— Уже сегодня понятно, что качество и выбор предметов подтверждает статус первого наукограда России. Но мы очень рассчитываем на то, что через несколько лет процент выбора физики, химии, математики и информатики будет ещё более высоким. И в этом направлении работаем, — подчеркнула Татьяна Волнистова.

***

В калужском Центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи проходит профильная смена «Коды Курчатова». В ней принимают участие 150 учащихся курчатовских классов региона.

Образовательная программа смены называется «Биотехнология в сельском хозяйстве». Она рассчитана на учеников седьмых-восьмых классов. Для них организованы лекции и практические занятия. Одна из важных составляющих программы — проектная деятельность школьников с наставниками и защита своих работ перед экспертным жюри.

Тематические профильные смены —  важная часть работы по ранней профориентации школьников. Она ведется, в том числе в рамках регионального проекта «Образование для рынка труда» национального проекта «Кадры».

М.Воронцова