Как сердитый Карачун превратился в новогоднего добряка Деда Мороза

В преддверии Нового года дети пишут письма Деду Морозу, который исполнит все их желания. Но был ли этот персонаж всегда положительным и добрым? История Деда Мороза очень интересна и отношение к нему менялось кардинально на протяжении истории.

Славянский Морозко

Наши предки поклонялись богам, которые, как верили язычники, помогали людям в земледелии, охоте, рыбалке. А какие боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз.

Ещё в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лёд, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже трескалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся.

Бог Корочун

В древней Руси Деда Мороза называли Карачун. Были у него и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Карачуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой тёплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора, а сопровождали его  волки и медведи. Бог Карачун иногда упоминался, и как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако всё же чаще считалось, что и Карачун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем — покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы. И хоть они не были добрыми дедушками, все же злыми их не считали, как и всех богов в язычестве.

Благодаря тому, что Русь всегда располагалась в полосе, где полгода длились холода, боги зимы были очень важны для людей. Славяне верили, что Бог Карачун помогает им выстоять в битвах, с помощью холодов и мороза.

Из бога в фольклорного персонажа

В ХIХ веке Дед Мороз был уже больше фольклорным персонажем. Детям родители говорили, что подарки им приносит Иисус или же признавались, что подарки от них. Церковь не одобряла языческого Морозко, а дети после жутких историй боялись этого старика. После революции в 1917 году большевики решили упразднить всенародные зимние гуляния. В 1929 году Рождество стало обычным рабочим днем.

Но в 1935-м всё же было принято решение устроить для детей праздничные новогодние ёлки, заменив всю религиозную атрибутику на советскую. Звезду Вифлеема заменили на красную советскую, традиционные ряженья — на карнавал, а Рождество стало тихим семейным праздником. Единственной проблемой была боязнь детей Деда Мороза. Для смягчения образа, ему придумали внучку Снегурочку. Чтобы усилить эффект, их часто сопровождали лесные добрые зверюшки. А чтобы совсем реабилитировать Деда Мороза, придумали его противостояние со злыми персонажами, такими, как Кощей, Леший, Баба-Яга и другие. Со временем Дед Мороз стал положительным персонажем, как и Санта-Клаус на западе. Единственное, что оставалось неизменным, так это цвет шубы нашего советского Дедушки Мороза. Она всегда была под цвет снега в сумерках — белая и синяя. Однако в последние годы в России и тут произошли изменения — всё чаще Дед Мороз является в красном наряде.

В итоге всё, что сохранилось в нашей культуре и традициях, это новогодние ёлки — символ бессмертия (вечнозелёное дерево), хороводы (обрядовый танец, символизирующий солнце) и, конечно, разыгрывание борьбы между добром и злом (как наши предки боролись с холодом за право пережить ещё одну зиму).

…Все-таки хорошо, что сейчас у нас есть такие сказочные, весёлые, семейные праздники, как Новый год и Рождество Христово. И здорово, что у детей есть такой положительный герой, которого они все ждут с нетерпением. Ведь в любом возрасте нужно верить в чудеса и они обязательно сбудутся…