Модернизация системы ЖКХ. Давайте посчитаем и подумаем

                                                                               (Окончание. Начало материала в №2 от 21.01.)

В прошлом номере газеты мы начали разговор о предполагаемом заключении концессионного соглашения между администрацией Обнинска и дочерней компанией Росатома «Русатом инфраструктурные решения» (РИР), которая намерена за 16 лет модернизировать практически всю систему ЖКХ в городе. Попробуем беспристрастно разобраться в том, что предлагает горожанам потенциальный концессионер.

Что же на самом деле предусмотрено концессионным соглашением

Во-первых, размер ремонтной программы в соглашении нигде прямо не указан и может быть изменен.

Во-вторых, затраты на ремонт предусматриваются ежегодно в тарифе в составе, так называемых, операционных расходов (ОР) как муниципальным предприятиям, так и концессионеру. Если орган по государственному регулированию тарифов считает обоснованным размер ОР, в том числе и затраты на ремонт в размере 3,3 млрд рублей на 16 лет, то они будут ежегодно предусматриваться в тарифе как муниципальным предприятиям, так и концессионеру. Это не привлечённые концессионером инвестиции. Это деньги, которые нигде искать не надо. Они закладывались, и будут закладываться в составе тарифов.

Непосредственно инвестиции составляют 3,5 млрд рублей с учетом НДС, а их источники указаны в Приложении 8.1 КС, а именно: непосредственно за счёт тарифа в размере 412 млн рублей; за счёт льготного займа в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» по ставке три процента годовых в размере 2113 млн рублей; за счёт иных заёмных источников по ставке не более чем 11,5 процента (ключевая ставка плюс четыре процента) – 628 млн рублей; за счёт местного бюджета 350 млн рублей.

При этом возврат процентов и кредитов предусмотрен за счёт тарифа будущих периодов. Таким образом, концессионер собственные средства не использует, а финансовый разрыв компенсирует за счёт кредита.

Срок концессии очень большой – 16 лет. За это время всё имущество согласно системе ППР (планово-предупредительные ремонты) должно пройти от одного до нескольких капитальных ремонтов с последующим восстановлением (заменой). В систему ППР входят техническое обслуживание оборудования, текущий и капитальный ремонты. Аварийный (внеплановый) ремонт и восстановительный ремонт (замена) в систему ППР не входят. Источником восстановительного ремонта (замена, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция) являются амортизация и прибыль.

Современные сроки службы (при новом строительстве в настоящее время по СНИП):  сооружения, резервуары и трубопроводы водопроводных сетей — 25 лет; стальные и чугунные трубопроводы — 30 лет; системы и объекты водоотведения — 50 лет.

Масштаб восстановительного ремонта (замена, модернизация, реконструкция) сетей (по объёму мероприятий в инвестиционной программе) за 16 лет концессии оценивается как недостаточный:

— Тепловые сети – 9600 м, что по отношению к общему количеству в 118763 м составляет восемь процентов, тогда как разделом 5.7 «Схемы теплоснабжения» установлен минимальный темп замены сетей в два процента в год или 32 процента за 16 лет концессии.

— Сети холодного водоснабжения – 4000+6000+3000=13000 м, что по отношению к общему количеству в 187200 м составляет семь процентов.

— Сети водоотведения – 3795+122=3917 м, что по отношению к общему количеству в 147800 м составляет три процента.

По несетевым объектам объём обновления также незначителен.

На котельной за 16 лет планируются к обновлению несколько насосов, масляных выключателей и трансформаторов, а также некая никому непонятная «Реконструкция зданий, сооружений и прилегающей территории котельной с целью обеспечения соблюдения требований в соответствии с категорией опасности объекта ТЭК».

В системе водоснабжения предусмотрена только замена насосов на двух насосных станциях второго подъема, не затрагивая при этом все 37 скважин, 12 резервуаров чистой воды, девяти водопроводных насосных станций (ВПС).

В системе централизованного водоотведения несетевые объекты (10 КНС и городские канализационные очистные сооружения) обновлению (модернизации, реконструкции) не подлежат. При этом в КС отдельно оговаривается объём капитального ремонта городских канализационных очистных сооружений. Кроме этого, предусмотрено создание неких автоматизированных систем «Цифровое теплоснабжение», «Цифровой водоканал» (водоотведение) и (водопровод).

Вывод. Для сроков концессии в 16 лет всё очень скромно, даже недостаточно.

Кто заплатит «за банкет»?..

Как следует из Приложения 8 КС, концессионер ни копейки инвестиций не планирует вложить «из своего кармана»:

— Собственные инвестиции концессионера из тарифных источников 412 млн рублей.

— Собственные средства концессионера из заёмных источников 628 млн рублей.

— Заёмные средства под условия ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 2113 млн рублей.

— Плата Концедента на создание и реконструкцию Объекта соглашения 350 млн рублей.

Средства на ремонт также предусматриваются в тарифе. Если кто-то думает, что заёмные средства вместе с процентами возвращаться не будут вообще, либо не будут возмещены концессионеру за счёт тарифа – он ошибается. И возврат кредита и процентов по нему будет осуществлен за счёт тарифа, а, следовательно, за счёт жителей. Кроме того, в настоящее время заём в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» маловероятен, т.к. по официальным данным Фонда лимиты уже исчерпаны.

Во-вторых, при необходимости, займы могут получать и муниципальные предприятия, в том числе, и в ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

В-третьих, внезапная необходимость таких больших займов не обоснована. Решение даже наиболее опасных проблем можно растянуть во времени. Например, по фекальному коллектору можно выполнить внутритрубную диагностику (если ещё не сделали), выявить и заменить, в первую очередь, именно аварийные участки. По тепловым сетям достаточно эффективным методом продления ресурса являются хорошие ежегодные испытания на прочность с последующим восстановлением, в первую очередь, самых ветхих сетей.

В-четвертых, часть инвестиционного ресурса уже имеется у муниципальных предприятий. В частности, МП «Теплоснабжение» до этого уже поднимало тариф для своей инвестиционной программы на 2022 – 2023 годы.

Так, из экспертного заключения по тарифу, установленному МП «Теплоснабжение» на 2023 год (размещено на сайте минтарифа Калужской области) следует, что размер инвестиционной составляющей, уже включённой в тариф (в основном амортизация) на 2023 год составил 121 млн рублей с учетом НДС (без учёта бюджетного финансирования на строительство ПНС). Не снижая в тарифе данную инвестиционную составляющую за 16 лет, можно получить 121 млн рублей/год х 16 лет=1936 млн рублей. С учетом ежегодной индексации тарифа на четыре процента в год за 16 лет размер инвестиций составит 2,75 млрд рублей. Инвестиции же РИР в теплоснабжение согласно Приложению 8 составляют всего 1,258 млрд рублей с НДС.

В-пятых, в отличие от муниципальных предприятий, тариф концессионеру будет ещё больше увеличен за счёт, так называемой, расчетной предпринимательской прибыли и налога на прибыль. Размер такой надбавки оценивается в один млрд рублей за период концессии.

В-шестых, если по результатам деятельности удастся, например, за счёт снижения издержек (утечек потребления электроэнергии и пр.) достичь дополнительного дохода, то при муниципальных предприятиях он весь останется в городе, а при концессии уйдёт из города.

В-седьмых, также следует учитывать, что с приходом концессионера из другого региона часть налоговых поступлений покинет регион.

В-восьмых, если муниципальным предприятиям также как концессионеру повысить тарифы, то они смогут выполнить мероприятий больше, чем обещает АО РИР.

Почему в настоящее время концессия в Обнинске, как минимум, преждевременна

Потому что постановлением правительства РФ от 8 декабря 2022 г. №2253 утверждены новые Правила предоставления помощи на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Данное постановление даёт старт новому, третьему этапу поддержки государством систем коммунальной инфраструктуры.

К первому этапу относится постановление правительства РФ от 26.12.2015 №1451 (ред. от 11.02.2019 г., с изм. от 21.06.2022 г.), согласно которому на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры выделялась безвозвратная помощь.

Второй этап – постановление правительства РФ от 02.02.2022 г. №87, согласно которому вместо безвозвратной помощи предоставлялись льготные займы под три процента годовых. Предлагаемая АО РИР концессия предусматривает старый, второй вариант господдержки согласно постановлению правительства РФ от 02.02.2022 г. №87 в виде льготного займа. При этом указанная помощь маловероятна, т.к. лимит данной поддержки исчерпан ещё в 2022 году.

Но, у последних Правил №2253 есть особенность. В частности, пунктом 5 установлено, что в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся объектами концессионного соглашения, помощь не предоставляется.

Таким образом, заключив сейчас концессионное соглашение, Обнинск потеряет шансы на решение самых острых и дорогих проблем за счёт получения безвозвратной помощи из Фонда национального благосостояния по новым Правилам №2253, а не за счёт повышения тарифов для населения.

Подготовила М.Четвертакова