Наша вышка

Её официальное название ВММ-310, высотная метеорологическая мачта. 310 – это её высота. Все главные обнинские достопримечательности находятся за забором, вышка – тоже. Мечта почти каждого обнинца – побывать на её вершине. Но это счастье доступно, увы, немногим. ВММ-310 – не экскурсионный объект, посторонним вход воспрещён. Хотя бывают исключения по особому разрешению руководства НПО «Тайфун».

Зачем её построили?

Сначала о малоизвестном. Вышка, так уж вышло, сейчас – географический центр города. Достаточно посмотреть на карту Обнинска, чтобы в этом убедиться. А когда её строили, она была далеко за городом. Для мальчишек начала 60-х годов путешествие «до вышки» – целый поход. Почему её поставили именно на этом месте? Секрет прост – это самая высокая точка округи, с которой легче «дотянуться до небес». Высота над уровнем моря, как обозначено на топографических картах времен войны – 184,3 м. На послевоенных картах – 185,9. Наверное, в 60-е годы мерили точнее. То, что это самая высокая точка Обнинска, хорошо видно невооруженным глазом – улицы Комарова и Гурьянова сбегают от неё вниз. Кстати, самая нижняя точка Обнинска – плотина, 123 м. Перепад высот – более 60 м.

Что ещё любопытно, в этом месте в своё время был перекрёсток грунтовых дорог. Одна вела из Самсонова в Белкино, а другая – от железнодорожной станции до Кривского. Эти дороги, разумеется, не сохранились.

Зато на территории ВММ-310 сохранился самый настоящий барак. Его можно разглядеть, вплотную подойдя к воротам. Он слева, буквально в 30 метрах. Подобных строений в 50-е годы в Обнинске было немало. Самый большой жилой барачный поселок располагался на территории нынешней Треугольной площади. Его снесли только в 1967 году, к 50-летию революции. Барак, что неподалеку от вышки, говорят, какое-то время был жилым – в нём квартировали монтажники-высотники, строившие ВММ-310. А потом он использовался как вспомогательное помещение. В нулевые годы его обшили сайдингом, и он потерял первоначальный вид. А изначально – это классический деревянный барак, покрытый штукатуркой.

Для чего построили обнинскую мачту? Это идея руководителя Гидрометслужбы СССР Евгения Константиновича Фёдорова. Середина 50-х – время становления атомной энергетики, в 1954-м начала работать обнинская АЭС. Ещё в те годы на полигонах в Казахстане и на Новой Земле активно проходили испытания ядерного оружия – в атмосфере и под водой. Руководство страны старалось минимизировать последствия работы АЭС и ядерных испытаний — требовалось изучить, как распространяются выбросы в атмосфере в зависимости от метеоусловий. Для этого и построили мачту, чтобы с её помощью моделировать выбросы. Первые эксперименты поставили ещё на этапе строительства.

Как вспоминала профессор Наталья Бызова, она летом 1958 года поднялась на высоту 150 м с кастрюлей, полной мельчайшего цветного пластмассового порошка и попыталась его развеять, а вся масса комом плюхнулась вертикально вниз на землю. Потом стали использовать специально для этого сконструированный распылитель, чтобы порошок «поднимался на воздух». А перед «выбросом» на различном удалении от мачты вплоть до десятков километров раскладывали картонные планшеты с клейкой поверхностью, а потом считали, сколько цветных крупинок к ним прилипло – это позволило создать математические модели выбросов. Такие эксперименты продолжались до конца 80-х годов. Идёшь по городу, смотришь на вышку – а с неё идёт оранжевый «дым», очередная модель выброса. Это моделирование позволило разработать рекомендации, как и при каких погодных условиях производить плановые выбросы с АЭС, чтобы они несли минимальный вред. Так что первое и главное предназначение ВММ-310 – экологическое.

Но не только это. На мачте установлены десятки метеоприборов, которые в непрерывном режиме на разных уровнях высоты измеряют температуру, скорость и направление ветра, абсолютную и относительную влажность, атмосферное давление. Сейчас эти данные в реальном времени выкладываются в интернет, и любой обнинец, открыв сайт ВММ-310, может узнать самые точные погодные данные. Интересно, чем выше от поверхности, тем, чаще всего, сильнее скорость ветра. Если внизу она, допустим, метра два в секунду, то на самом верху – в несколько раз больше.

Собран огромный массив наблюдений за десятки лет. Эта информация позволяет учёным понимать, какие процессы происходят в приземном слое атмосферы.

Она не качается!

Устроена мачта оригинально, до 1958 года таких не строили, это была передовая разработка Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций (ЦНИИПСК им. Мельникова). Автор проекта – инженер Евгения Селезнева.

Евгения Николаевна «сочинила» 310-метровую «иглу в небо». Вертикально её удерживают 16 стальных канатов (вантов). После строительства мачты осталось несколько сотен метров канатов. Не пропадать же добру – их использовали для строительства подвесного моста через Репинский овраг в «старом городе». Спустя десятилетия на месте старого моста поставили новый, на обычных опорах, но канаты сохранили для чувства достоверности. Их можно потрогать руками – это прикосновение к обнинской истории.

Труба мачты, диаметром 2,3 м, стоит на стальном полушарии, под которым – глубокий бетонный фундамент. Многие уверены, что в сильный ветер так сильно качает вышку, что наверху невозможно находиться. Это не так. Крепление мачты не позволяет ей качаться. Совсем. Специалисты говорят, что при сильном ветре мачта слегка колеблется, как струна, становится похожей на синусоиду, но её «горбы» незначительны, их видят только приборы.

На лифте и по лестнице

Внутри мачты – лифт, его кабина – всего половина обычной, но четыре некрупных человека могут в ней поместиться и ехать, не шевелясь. Путь до верхнего, 13-го балкона, занимает восемь минут. Выше лифт не идёт. Чтобы попасть в цилиндрическую рубку, венчающую мачту, надо подниматься по лестнице. Ещё одна фантазия горожан – внутри вышки есть винтовая лестница, как в средневековых замках. Лестница, конечно, есть, но не винтовая, а вертикальная с площадками через каждые десять метров. Рассказывают, что молодые сотрудники, демонстрируя удаль, поднимались до 13-го этажа мачты по лестнице. Подъём занимал 40 минут. Не знаю, даже не представляю себе –  это быстро или медленно?

На нашу вышку на лифте, конечно, поднимались известные люди. В 1967 году на самом верху побывал маршал Георгий Константинович Жуков, в 1989-м – великий футбольный вратарь Лев Иванович Яшин. Организатор концертов Мария Ивановская, используя личное обаяние, сумела договориться об экскурсии на вышку для известного американского музыканта Дэвида Брауна, лидера группы «Браззавиль». Ему очень понравилось наверху. Договорилась она и об экскурсии для писателя и актера Евгения Гришковца, когда тот приехал в Обнинск со своим очередным моноспектаклем. Но он отказался от эксклюзива.

Когда построили обнинскую метеомачту, она была самым высоким научным сооружением в мире, а в СССР имела абсолютное первенство по высоте.  Мало того, обнинская ВММ по своей архитектурной высоте превосходит знаменитую Эйфелеву башню на целых десять метров, что вызывает у обнинцев законную гордость. Архитектурная высота – это без съёмного оборудования, антенн и флагштоков. Сейчас с учётом антенны высота парижской «железной дамы» — 330 метров.  Тем не менее, если подходить строго, высотные сооружения сравнивают  по архитектурной высоте.

Сейчас обнинская ВММ – третье по высоте научное сооружение в мире. В XXI веке построили 325-метровые метеорологические мачты в Бразилии и Китае. А в общем зачёте наша вышка сейчас даже в мировой топ-100 не входит. С 1958 года люди понастроили много чего высокого – небоскребов, телевизионных башен и дымовых труб.

А.Собачкин