Наука замкнутого цикла

Всем известно, что наука начинается с образования. В наукограде Обнинске это правило работает, начиная с самых нижних образовательных ступеней – с детских садов. Ну, а в высшей школе – в вузах – наука становится частью образования. И получается, что сначала наука делает учёного, а потом учёный делает науку. Вот такой замкнутый цикл.

Студенческая наука – часть образования

Студенческая наука – это часть классического высшего образования. На разных ступенях вузовского обучения – бакалавриат, специалитет или магистратура – студенты занимаются исследовательской работой. Во всяком случае, именно так обстоят дела в обнинском Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ.

— Все студенты в любом случае должны будут заняться наукой, начиная с третьего курса. Но по желанию некоторые из них уже с первого и второго курсов могут заниматься учебно-исследовательской работой в рамках предмета «Основы проектной деятельности», — рассказывает Руслан Внуков, который и является преподавателем этого предмета в ИАТЭ, а также аспирантом четвёртого курса, специалистом по работе с молодёжью.

Начало учёбы в вузе – время очень тяжелое. Ведь нужно привыкать к новому формату и языку преподавания, отличному от школьного, нужно научиться ориентироваться в новом расписании, освоить новую терминологию и запомнить всех преподавателей… да много чего нужно. Кто учился, тот знает.

— У студентов, которые только пришли в институт, наверное, наивысшая мотивация к обучению, если брать «в среднем по больнице». Но потом они сталкиваются с базовыми предметами, которые не относятся к специальности, и возникает «разрыв шаблона» — тонус падает, мотивация падает, времени не хватает, возникают проблемы, — уверен Руслан Внуков.

СНО – не для всех

Но для тех, кто твёрдо намерен углубиться в науку, в ИАТЭ есть Студенческое научное общество (СНО). Оно возникло в 2019 году. И тогда в нём состояло четыре человека. За годы его работы через СНО прошли сотни молодых людей. Сегодня в его рядах – 60-70 человек, при том, что в ИАТЭ обучается порядка трёх тысяч студентов.

Статистика показывает, что на старте обучения в СНО приходят пять — десять процентов от общего количества обучающихся, а ко второму семестру, если и останется пять процентов, то это считается хорошим результатом.

Студенческое научное общество тоже требует сил и времени, поэтому оно, что называется, «не для всех». Сейчас это не очень большое объединение. Но перспективы роста ещё есть — до 120-150 человек. Я не уверен, что дальнейший рост пойдет СНО на пользу, иначе возможен какой-либо перекос. Да и работать с таким количеством людей уже гораздо сложнее, — считает куратор СНО Руслан Внуков.

Как правило, в студенческом научном обществе состоят не только студенты, занимающиеся непосредственно научными исследованиями. Есть и те, кто занимается организацией площадок для конференций и научных турниров, организацией и сопровождением поездок на выездные конференции. Всё это необходимо для того, чтобы представлять результаты научной и инженерной деятельности, и является одним из основных направлений деятельности СНО.

Стимулы к научной работе – не только деньги

Конференции и научные турниры являются хорошим стимулом к научной работе. Студенческое научное общество ИАТЭ старается как можно шире использовать эти полезные «инструменты», начиная со второго семестра обучения, когда у студентов уже есть какие-то свои научные наработки.

— Наши конференции, как правило, это не внутренние мероприятия. Даже если брать те, что проводятся у нас в Обнинске — они международные. А кроме этого мы стараемся наших студентов вывозить в другие города, — поясняет Руслан Внуков.

Участие в конференциях даёт студентам различные преференции. Например,  можно подать документы на повышенную Государственную академическую стипендию. Это серьёзный стимул, ведь, если базовая стипендия сейчас в районе трёх тысяч рублей, то повышенная — примерно 12 тысяч. А есть ещё президентская и правительственная стипендии. И это уже 23 тысячи рублей в месяц.

Ежегодно представители СНО выигрывают различные научные гранты через Фонд содействия инновациям. Эти гранты идут на то, чтобы воплотить в жизнь какие-то студенческие инновационные разработки.

И неслучайно рядом с ИАТЭ расположен Технопарк «Обнинск». Там всегда готовы принять студентов и помочь довести их идеи от проекта до воплощения. И, кстати, директор ГАУ КО «Технопарк «Обнинск» Павел Гранков отмечает, что в последнее время количество студентов, которые приходят сюда со своими идеями, выросло. За полтора года ряды резидентов Технопарка пополнили восемь студенческих стартапов.

Проекты у студентов интересные, разные, порой, очень неожиданные, и большинство из них связано с информационными технологиями и ориентировано на импортозамещение.

Найти своё место в жизни

Есть и социальный трек, в рамках которого ребята могут реализовать какую-то волонтёрскую задачу при содействии управления молодёжной политики ИАТЭ. Но это уже не про науку…

— Мы ориентированы на развитие в профессиональной среде, и если студент вовлечён в эту деятельность с первого курса и готов уделять этому своё время, он достигнет больших результатов. Но, возможно, у него есть творческая жилка или ему нравится волонтёрская деятельность – люди-то все молодые, они ищут себя и своё место в жизни. А наша задача – дать им для этого возможности, — отмечает Руслан Внуков.

В итоге получается, что «студенческая наука», это скорее инструмент для развития самого студента. Это то, что помогает разобраться в себе и понять – интересна ли ему вообще научная деятельность и определиться в будущей профессии.

И если на эти вопросы молодой человек отвечает себе «да», то это – будущий учёный. Тот, кто станет развивать науку, тем самым продвигать страну, крепить её материально-техническую базу и стабильность нашей жизни.

В.Смазнова