Нестандартные шахматы для нестандартного мышления
В Калужской области, как и во многих регионах нашей страны, обучение игре в шахматы введено в систему образования. С первых дней знакомства с шахматами дети учатся логически мыслить и рассуждать. О пользе шахмат для детского интеллектуального развития и о своём опыте обучения ребят этой древней игре нам рассказал обнинский тренер с 50-летним стажем, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Александр Петрович Панько.
Шахматы ускоряют интеллектуальное развитие детей
Пользу изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка уже давно отмечали многие учёные и учителя. Об этом в своё время ещё писал выдающийся педагог советской эпохи Василий Сухомлинский. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место.
— Процесс обучения детей игре в шахматы во многих странах мира приобрёл огромный размах после того, как общество осознало неоценимую значимость влияния шахмат на развитие детей. Исследования учёных показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет их интеллектуальное развитие. У ребят, играющих в шахматы, происходит увеличение интеллекта на 21 процент по шкале «Wechsiler», — утверждает Александр Панько.
Грозит ли шахматам «ничейная смерть»?
За свою многовековую историю древняя игра мудрецов подвергалась многочисленным попыткам ревизии и критики. Предрекалась «ничейная смерть» шахмат. В доказательство приводились статистические данные результатов крупных международных шахматных турниров, где ничейный результат достигал до 80 и более процентов, что снижает популярность и зрелищность шахматных соревнований. Действительно, простому любителю шахмат неинтересно наблюдать за игрой, в которой разыгрывается та или другая дебютная позиция, часто приводящая к «ничейному» результату.
— В классических шахматах разработано множество теоретических дебютов (начало партии), обучение которых приводит к шаблонному, бездумному ведению начала партии, пока игрок не попадёт в заготовленную противником ловушку. Сейчас соревнования ведущих гроссмейстеров и мастеров начинаются ещё задолго до открытия турнира, с подготовки дебютного репертуара и с использованием вычислительных компьютерных программ. В настоящее время современная ЭВМ значительно превосходит возможности даже достаточно подготовленного шахматиста. Исход партии на соревнованиях часто зависит не столько от того, насколько шахматист способен нестандартно мыслить и находить красивые решения, сколько от того, насколько он оснащён различными компьютерными программами, — объясняет Александр Панько.
Шахматы Фишера или Российские шахматы
При обучении школьников на шахматных уроках нет задачи подготовить из них чемпионов мира. Задача учителей — привить интерес к игре, продемонстрировать детям, что могут дать эти познания и навыки в их последующей жизни. Школа ищет нестандартные варианты шахматного обучения детей, чтобы заинтересовать их с первых уроков и приучить к самостоятельному мышлению.
Александр Панько подготовил к изданию книгу «Шахматы Фишера или Российские шахматы» (объём – 300 страниц). Она могла бы быть полезной педагогам начальных классов общеобразовательных школ, работающих по программе «Шахматный всеобуч». Книга содержит материалы из истории шахмат, основы шахматной теории, шахматный словарь, тактику и стратегию игры, упражнения и методические рекомендации. Новацией является предлагаемая игра «Российские шахматы», где расстановку фигур в начальную позицию проводят произвольно, по своему усмотрению, сами участники. Пешки ставятся, как в классических шахматах.
— А с фигурами происходит следующая процедура: белые ставят одну из своих фигур на любое место своей (1-й) горизонтали. Чёрные такую же фигуру на своей горизонтали (8-й) ставят симметрично поставленной белой (напротив). После этого они же, чёрные, свою любую фигуру ставят на любое, выбранное игроком, место. Белые отвечают тем же. Последующая расстановка фигур происходит по этому правилу. Таким образом, начальная произвольная расстановка фигур на доске исключает использование разработанных классических дебютов, в том числе и использование ЭВМ сегодняшнего поколения. Все правила ходов пешек и фигур в таком варианте игры остаются теми же, что и в «классических» шахматах. В этом варианте шахматной партии начинающий игрок приучается анализировать свои ходы изначально,- объясняет автор книги.
Вариант «Шахматы с переменной расстановкой фигур» разработан Александром Панько достаточно полно. Свою книгу-учебник, которую можно будет использовать как учебное пособие для начинающих шахматистов, он предполагает издать в следующем году (пока издание книги задерживается по ряду причин).
Одиннадцать учеников Александра Панько стали гроссмейстерами и работают в школе Карпова в Москве. Среди своих способных учеников он вспоминает Александра Харитонова, Александра Югова, Олега Шарипова, Сергея Абраменкова и других.
Е.Ершова