По Дороге жизни

Блокадный Ленинград

Когда речь заходит о блокадном Ленинграде, очень много рассказывается о «Дороге жизни», но почти никогда не упоминается роль буеристов – водителей «саней под парусом». А ведь именно они первыми привезли продовольствие в осаждённый город.

Буер — это кабина или платформа, установленная на коньках и передвигающаяся по льду с помощью паруса. В Петербург подобную конструкцию привез ещё Петр Великий, а в первой половине XX века буерный спорт пользовался популярностью у моряков Балтфлота.

В начале зимы 1941 года было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Эти ребята выполняли функции разведки, патрулирования и транспортную. На решетчатой платформе можно было разместить до 600 кг муки. При хорошем ветре один буерист успевал сделать за день от четырех до шести рейсов, то есть, привести примерно три с половиной тонны муки, а это семь тысяч буханок хлеба и двадцать восемь тысяч накормленных по блокадным нормам людей. Кроме того, буеристы вывозили из блокадного Ленинграда истощённых женщин и детей — 35 км по дороге жизни преодолевались всего за 20 минут. Когда люди оказывались на другом берегу, они не верили, что всё позади, они думали, что их хотят бросить посреди озера. Но их вели в дом, где было тепло и ждал хлеб. Выкрашенные в белый цвет и с белым парусом буера обеспечивали неплохую маскировку, а высокая скорость не позволяла открыть по ним сколько-нибудь прицельный огонь. В таких эвакуационных рейсах за всю войну не был подбит ни один буер. Такая вот маленькая победа на отдельно взятом участке фронта.

П.Линник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *