Поторопились…

Одной из самых злободневных проблем Обнинска, вот уже примерно полгода остается реформа пассажирского автотранспорта. Многие горожане с тоской вспоминают маршрутки – их обилие и регулярность движения. А власти, тем временем, продолжают делать вид, что всё в порядке. Ну, или почти всё…

«Летучие голландцы» обнинского ПАТП

Страсти не утихают, поскольку по утрам обнинцам приходится брать автобусы штурмом. Да и в другое время суток водители общественного транспорта не очень-то придерживаются расписания.

22 января заместитель руководителя МП ОПАТП Наталья Мудриченко на рабочем совещании в администрации города напомнила о запуске новых маршрутов №4А и №4Б, отметив, что теперь муниципальное предприятие обслуживает 15 муниципальных маршрутов и два межмуниципальных.

Это, конечно, всё так. Вот только дождаться этих «четвёрок» — редкое везение, буквально, из области фантастики! Хорошо, что хотя бы на части пути их дублирует «маршруточная девятка», а «четвёрки» вполне можно называть «летучими голландцами» — мало, кто их видел, но многие верят, что они есть.

— Поэтому нам нужно за ближайшие месяц-два чётко выстроить работу новых маршрутов, чтобы расписание, которое будут утверждено окончательно, было удобно для наших жителей, — считает глава администрации города Татьяна Леонова.

Да и с маршрутами следования не всё гладко. Например, пассажиров раздражает необходимость заезда автобуса №4Б на разворотный круг в районе «7 авто». Это получается не просто дальше, но ещё и дольше, особенно в часы-пик, когда в этом месте выстраиваются «пробки».

Однако Татьяна Леонова пояснила, что пока это единственный безопасный вариант разворота:

— Запуск новых маршрутов – это всегда непросто. Про эту «петлю» мы имели долгий разговор с ГИБДД, но там считают, что это необходимо для безопасности движения. К тому же, скоро будет реконструкция Северного въезда, и возможно, эту развязку сделают как-то по-другому. А пока есть только такое решение.

Автобус без водителя не поедет

Обнинск очень гордится новыми автобусами – их у нас теперь 108 единиц, оборудованных всем необходимым для выполнения рейсов в соответствии с современными требованиями к безопасности дорожного движения.

Но ведь автобус – это просто «груда штампованного железа», даже, если он и с компьютером. И без наличия в нём человека толку от этого «современного оборудования» не будет никакого.

Впрочем, проблемы с кадрами в ОПАТП не отрицают:

 — Есть проблемные моменты, есть жалобы, но срывы происходят в пределах не более 10 процентов. И, конечно, основная проблема — кадровый голод. Очень сильно не хватает водителей. Мы и обучаем с нуля, и переобучаем пришедших к нам водителей. У нас за последний квартал несколько слесарей и техников, отучившись и пройдя стажировку, перешли работать водителями. Привлекаем, в том числе, людей и из других регионов, даём везде рекламные объявления по набору, — рассказала заместитель директора МП ОПАТП по общим вопросам Наталья Мудриченко.

Она сообщила, что на сегодняшний день в штате предприятия 140 водителей. Это в полтора раза больше, чем было в предыдущем году, а до начала транспортной реформы их насчитывалось всего 38. Но всё равно, 140 человек – мало, это вам любой горожанин скажет, постояв на остановке минут 30-40!

Люди – это же не автобусы. Им нужны выходные и отпуска; они болеют и, увы, умирают. А иногда, наоборот – уходят в декрет, чтобы ухаживать за ребенком… Впрочем, последнее, наверное, уже не про водителей.

Но получается, что на два автобуса нужно пять водителей, чтобы они работали без сбоев.

— Не все приходящие к нам сотрудники, обучившись и пройдя стажировку, остаются у нас работать, потому что тяжёлый труд, не всем под силу. Мы предъявляем достаточно серьёзные требования к водителям, и не только к их физической форме, потому что это связано с безопасностью пассажиров, — подчеркнула Мудриченко.

Вот так и получается, что в конце декабря из 15 человек, прошедших собеседование, заявления о приёме на работу подали в итоге всего пятеро.

Причём, между собеседованием и заявлением кандидат должен пройти медосмотр и получить карту водителя и справку об отсутствии судимости. А кроме того, уже после оформления на работу проходит ещё до двух месяцев, прежде чем человеку разрешат самостоятельно работать на линии.

Хотели, как лучше…

Впрочем, как показывает жизнь, человек готов принять на себя любые трудности, если его как следует замотивировать. В случае с работой такой мотивировкой чаще всего служит зарплата.

В прошлом году, как сообщили в ОПАТП, средняя зарплата водителей выросла почти на 70 процентов и превысила 60 тысяч рублей. А с этого года подняли и зарплату слесарям — с 35 до 50 тысяч рублей. Но в объявлениях о найме на работу пишут: «стабильная зарплата — от 50 тысяч рублей», что, учитывая постоянно растущие цены, совсем немного.

Помимо зарплаты есть и другие стимулы. Например, иногородним водителям обещают доплату за наём жилья. А на время обучения платят стипендию.

— Очень важно использовать все доступные способы. И сейчас мы пытаемся разработать программу с банками по финансированию ипотеки. Но это пока ещё – в дальних планах, — поделилась Наталья Мудриченко.

Обнинская транспортная реформа, как нельзя лучше укладывается в бессмертную черномырдинскую формулу: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». И, наверное, во многом так произошло, потому что поторопились.

Поторопились взять «бесплатные» автобусы (пока дают!). Поторопились, разрабатывая новую маршрутную сеть (а может, и с выбором самих разработчиков поторопились тоже, и надо было искать кого-нибудь поближе, кто «в теме»). Поторопились отменить маршрутки (слава богу, хоть не все!).

Вот и получилось то, что получилось. То, что в сочетании со стойким запахом фекалий, идущим с городских очистных портит настроение горожанам. Да что там настроение! Портит жизнь…

М.Воронцова

***

Вот что пишут по поводу транспортной реформы обнинцы в соцсетях:

Елена Баранова

Автобусы бракованные? Водители инвалиды? Или руководитель все же не справляется с работой?

Iren Lan

Пусть дадут работу маршруткам, раз уже не справились, заканчивайте клоунаду с автобусами. И так всё ясно всем давно, водителей нет столько на автобусы. А это всё отговорки про болезни водителей и тех. неисправности. Маршрутки раньше ездили всегда, и сбоев не было. Все на месте, кто хотел работать. И всё вовремя в городе были поездки, благодаря маршруткам. Неужели надо Путину писать, чтоб нам в Обнинске дали работать маршруткам. Потому что автобусы не справляются от слова совсем. Ведь изначально говорили, что не справятся автобусы, и вот получайте — так и не справились с потоком пассажиров. Обнинск вырос за 30 лет в несколько раз неужели непонятно??? Много новых кварталов появилось.

Светлана Глушкова

Все же орали убрать маршрутки. Что хотели, то и получили.

Алексей Собачкин

Светлана, я, к примеру, ничего не орал против маршруток. Прекрасно понимал, к чему приведёт транспортная реформа…

Виктория Антипова

Что 30 лет назад было, что сейчас — очень жаль, что ничего не меняется с городским транспортом у нас в городе.