Прозрачность бытия

14 сентября в Музее истории города Обнинска в один день (и почти в один час) открылись две выставки. Очень разные, но обе очень интересные.

Одна сформирована из работ, которые хранятся в фондах музея. Она посвящена 120-летию со дня рождения Елизаветы Чернявской – художницы, прожившей долгую жизнь, полную лишений.

Ученица Павла Корина, она в 1927 году вынуждена былаотправиться на лечение в Австрию, где позже закончила Венскую академию художеств. А в 1945 году, когда советские войска вошли в Вену, её отправили «домой» — в сталинский лагерь на 10 лет по политической 58-й статье. Потом были пять лет ссылки в Красноярский край.

Только в 1959 году Чернявская вернулась в Москву, возобновила дружбу с П.Д. Кориным. Но через год ей пришлось уехать за 101-й километр, в Малоярославец. Первое время приходилось очень трудно. Как и в лагере, от голода её спасали лук да вода. Лук и стал одним из излюбленных «героев» работ художницы, которую позже критики назвали «королевой натюрмортов». Она создала много работ с изображением памятных мест Малоярославца. Большое место в творчестве Елизаветы Александровны стали занимать портреты жителей старинного города. Она, кстати, написала и прекрасный портрет генерала Александра Наумова – первого почётного гражданина Обнинска, дивизия которого освобождала наш край от фашистов. 

Чернявская любила повторять: «Сколько чудес вокруг!» В своих работах она передаёт драгоценность каждой ягоды дикого крыжовника, игру воды в стеклянной банке… Привычные вещи, обыденные предметы, растения, тщательно выписанные художницей, выглядят для зрителя более яркими, нежели в реальной действительности. В 1969 году Елизавету Чернявскую приняли в Союз художников СССР. Успешно прошли её персональные выставки в Малоярославце, Обнинске, Калуге. Зрители были покорены необычной манерой письма, сформировавшейся под влиянием Павла Корина, высоким профессионализмом академического художника. В 1996 году Чернявской было присвоено звание «Заслуженный художник России».

Здесь же – в новом выставочном зале музея — свои новые работы представил землякам Николай Смолин, мастер акварели, художник удивительной работоспособности. У него только что с успехом прошла персональная выставка в калужском Доме художника. Он назвал её «Акварель. Прозрачность бытия». Наверное, не просто потому, что техника «A La Prima», в которой пишет Николай, позволяет ему создавать удивительно тонкие, прозрачные, как сейчас модно говорить — «атмосферные» картины. Есть и ещё один момент, который оправдывает такое название. В графических листах Николай Смолина всегда есть некоторая незавершённость, которая даёт внимательному и неленивому зрителю разглядеть то, что «недосказал» художник. Причём это касается не только его пейзажей. Замечательные акварельные портреты известного обнинского графика Александра Шубина и «коллеги» художников – монаха-иконописца из Сербии, представленные на выставке, из того же ряда: «прозрачность бытия», вечное течение времени, течение жизни…   

В.Хмелёв

фото автора