Разговор с историком о важном

Накануне Дня учителя мы пообщались с директором обнинского Технического лицея, депутатом Законодательного Собрания Калужской области Ириной Александровной Строевой. Основной темой беседы стала роль учителя в современной школе. Ирина Александровна считает, что школа не оказывает услуги, не «продаёт образовательный товар». Основная роль современной школы – это, как и во все времена, воспитание разносторонней личности с активной гражданской позицией. И роль учителя в этом воспитательно-образовательном процессе трудно переоценить.

Сильны, когда вместе

Школа всегда занималась воспитанием. Только в советское время оно называлось коммунистическим, потом идеологическим, нравственно-трудовым и т.д. Сейчас в основном говорят о патриотическом воспитании. Акцент делается на том, что человек должен быть культурным, нравственным, любить свою Родину, быть способным дать правильную оценку тех событий, которые происходят вокруг – особенно в нынешней ситуации.

— Я учитель истории. И мне близок такой образ: сильная рука – это та, у которой все пальцы сжаты в один кулак. Государство сильно, когда оно объединено, а не разобщено. Тогда мы и побеждаем. Россия – а впоследствии и СССР – всегда строилась как многонациональное государство. Мы все были вместе: русские, украинцы, белорусы. Но в 90-е годы произошло отделение бывших республик, каждый захотел жить по-своему. Сделало ли это нас всех сильнее?.. — сомневается Ирина Александровна.

Нужно знать те положительные моменты, которые дало советское государство своим союзным республикам. Мы сильны только тогда, когда мы едины, — уверена Строева.

Наставничество

В России 2023 год станет Годом педагога и наставника. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. В документе говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». 

— Я в своей предвыборной программе обращалась к теме воспитания, наставничества. Всё должно быть в комплексе. Личность воспитывает семья, школа, впоследствии трудовой коллектив – всё общество. Фильмы, спектакли, выставки, семейное общение, общение в микроколлективах – всё это оказывает воспитательное воздействие на человека. Понятие «наставничество» можно рассматривать очень широко. В Техническом лицее работает много молодых учителей. В этом году туда тоже пришли новые кадры после окончания института и педучилища. У них есть наставники из числа более опытных учителей. Сейчас общество и власть вновь развернулись лицом к образованию, к педагогам. Много говорят о наставничестве, о преемственности, о трудовых династиях. В частности, о семьях, где учителями становятся из поколения в поколение, — рассказывает Ирина Строева.

В Техническом лицее тоже есть педагогические династии. Там работает учитель русского языка Наталья Алексеевна Кошкина. Её мама была учителем русского языка и литературы и директором школы, работает учителем и дочь, Татьяна Сергеевна Болдина, она учитель истории и русского языка. У самой Ирины Александровны пятеро родственников – учителя. Это замечательно, когда семейные традиции сохраняются, —  считает Строева. В Техническом лицее пропагандируется профессия педагога. И это даёт результаты. Некоторые ребята после окончания лицея поступают в педагогические вузы и училища.

— Учитель как наставник должен обладать авторитетом, сильным характером для того, чтобы быть способным воспитывать детей словом. Ведь мы как гуманное общество не прибегаем при воспитании к телесным наказаниям, как это делалось в школах и гимназиях дореволюционной России. Мы сейчас воспитываем положительным примером, а не наказаниями. Поэтому очень важен личный пример учителя. Он не может говорить одно, а делать другое. Он должен участвовать вместе с ребятами во всех школьных мероприятиях. Быть добрым, внимательным, отзывчивым, сердечным. Где-то пошутить, а где-то проявить строгость. Если нужно, то и бумажку с пола поднять. Одним словом, быть примером во всём для своих учеников.

Кадетские классы и патриотическое воспитание

В Техническом лицее уже 12 лет работают кадетские классы, которые курируют сотрудники городского отдела МВД и калужского областного управления министерства внутренних дел. Полиция оказывает очень мощную поддержку лицею. Вся система работы чётко выстроена. В процессе обучения в лицее кадеты проходят дополнительные занятия по следующим дисциплинам: общефизическая подготовка, стрельба, строевая и медицинская подготовка, юридические знания, танцы – ведь на Новый год у кадетов проходит бал. В лицее шесть кадетских классов. В каждом потоке – по одному. Это востребовано, очень много детей, желающих в них обучаться. Один из важных показателей – состояние здоровья учеников. Дети должны быть здоровы и физически развиты, потому что при поступлении в вузы МВД России они сдают экзамен и по физкультуре.

У лицея организовано тесное взаимодействие с войсковой частью 3382 и ДОСААФ. Они тоже помогают в занятиях с детьми, организуют экскурсии. Как рассказывает директор:

— В этом году у нас был очень хороший, целенаправленный выпуск. Все учащиеся кадетского класса хорошо сдали ЕГЭ, порадовали результатами. Практически все выпускники поступили на бюджетное обучение в вузы МВД на различные юридические специальности. В девятом классе у нас стобалльный результат по истории. Хочу выразить большую благодарность преподавателю истории Надежде Петровне Новицкой

Ирина Строева уверена: свою историю надо знать, и знать хорошо. Поэтому в кадетских классах много говорят об истории. Это, по мнению директора, необходимо для того, чтобы не допустить тех ситуаций, которые возникали на протяжении последних 30 лет в наших бывших союзных республиках. Когда в школах заменяли учебники по истории – да и вообще всё образование.

— Мы проводим в нашем лицее «уроки о важном», программа которых разработана в министерстве образования и науки РФ. Недавно исполнилось 165 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского. В связи с этим мы говорили о науке, о развитии нашего государства. Не забыли поговорить и о гордости за страну, за ракету, которую задумал Циолковский, которую потом Советский Союз первый в мире запустил в космос, воплотив мечту нашего великого земляка. Подобные уроки мы проводили и раньше. Поэтому инициативу министерства поддерживаем.

В Техническом лицее на протяжении уже многих лет перед началом занятий поднимают государственный флаг и поют гимн. Звучит гимн и на всех школьных мероприятиях.Ирина Александровна уверена, что это правильно. Надо знать свой гимн и петь его.

— Хорошо бы ещё знать гимн Калужской области. Ведь мы живём на её территории. И неважно, кто откуда приехал и какой он национальности. Человек должен с уважением относиться к тому месту, где он живёт, знать его символику и традиции, — отметила Ирина Строева.

Робототехника

В Техническом лицее же второй год работают IT-классы. По этой программе занимаются ученики пятого и шестого классов. Старшеклассники занимаются творческой робототехникой, где в процессе обучения задействован полный набор технических дисциплин. Также школьники изучают основы механики, электроники, радиотехники. Все занятия по робототехнике проводятся на бесплатной основе.

— Ребятам нравится конструировать роботов, участвовать в соревнованиях. Нужно давать возможность детям пробовать разные направления. Если у ребёнка получается – хорошо, он продолжает занятия. Не получается – он переключается на другое. Способности развиваются только в деятельности. Если не пробовать, ничего не получится. Поэтому правильно делают те родители, которые отводят детей в различные кружки. У нас в лицее представлено очень много направлений кружковой внеурочной деятельности, — рассказывает Ирина Строева.

«Дети. Образование. Будущее»

Сейчас наконец-то наступил период, когда на законодательном уровне закреплён факт, что школа не оказывает образовательную услугу, не «продаёт товар». Учителя, совместно с родителями, должны работать таким образом, чтобы давать детям качественное образование и воспитание.

— Нужно не просто дать знания, а объяснить, что только хорошо образованный человек может быть востребован, с ним будет интересно общаться, он сможет создать хорошую семью, передать своим детям культурные и нравственные принципы. Меняется акцент: сначала воспитание, а потом уже образование. Ведь человек может быть хорошо образованным, но совершенно бескультурным. Важно сейчас поднять в глазах общества престиж учителя. Ведь от него так много зависит! Хотелось бы, чтобы в обществе относились к учительству так же трепетно, как писал Белинский: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» Мне хочется поздравить своих коллег с замечательным праздником – Днём учителя! Дорогие учителя! Я желаю вам здоровья, отличных результатов на экзаменах и благодарных учеников! — обратилась к коллегам Ирина Строева

Подготовила Е.Ершова