Росатом. Кадровая программа требует нестандартных решений

Проект Технической академии Росатома «Путешествие в профессию», одержавший победу в конкурсе президентских грантов, стартовал с большой дискуссии на тему формирования интереса у школьников к научным и инженерно-техническим профессиям посредством профориентационных мероприятий.

В диалоге, который состоялся в Обнинске, участвовали представители образовательной сферы, Торгово-промышленной палаты, специалисты Технической и Корпоративной академий ГК «Росатом». Главными действующими лицами дискуссии стали старшеклассники — участники Движения Первых, юниоры Росатома, учащиеся Физико-технической школы, обнинского лицея «Держава», Технического лицея и общеобразовательных школ наукограда.

«С первого сентября 2023 года в школах России внедрена единая модель профориентационного минимума. Реализуется федеральный проект «Россия — мои горизонты», связанный с погружением в профессию учеников с шестого по 11 класс. Кроме этого, мы проводим ряд проектов совместно с Корпоративной академией Росатома: участвовали в атомном марафоне учителей физики и информатики, четыре обнинских учителя по химии, физике и биологии получили премии «Учитель года Росатома», успешно курируется инженерный класс, созданный в школе № 18. Отзывы детей и родителей хорошие. В прошлом году совместно с Технической академией Росатома и калужским Образовательным кластером провели оценку проекта «Путешествие в профессию» и надеемся на его высокую эффективность», — отметила заместитель главы администрации Обнинска – начальник управления общего образования Татьяна Волнистова.

Как пояснил руководитель направления по взаимодействию с профессиональными сообществами Технической академии Росатома Михаил Федоров, в рамках проекта «Путешествие в профессию» предусмотрены познавательные лекции и увлекательные экскурсии в мир современных атомных технологий для 500 учащихся 7-11 классов школ Калужской области. Финалом проекта станет интеллектуальная игра «Квиз», которая объединит порядка 20 команд из числа наиболее активных и заинтересованных участников проекта, по результатам которой будут определены победители.

«Будем взаимодействовать с ребятами, и делиться информацией о возможностях поступления в опорные вузы атомной и смежных отраслей, а также о траекториях развития научных и инженерно-технических профессий, востребованных на предприятиях научно-промышленного комплекса Обнинска и Госкорпорации «Росатом». Расскажем о возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста. С этой информацией школьники смогут грамотно спланировать направление своего профессионального будущего», — подчеркнул Федоров.

«Обнинск — город с большим научным и производственным потенциалом. Новые производства, инновационные технологические решения требуют подготовки высококвалифицированных кадров. С учётом дефицита специалистов по научно-техническим направлениям в целом по стране важно создать условия, при которых молодежь оставалась бы жить и работать в своем родном городе. Это тема, которая на сегодняшний день является актуальной для многих малых городов. Проект «Путешествие в профессию» направлен на формирование условий для раскрытия профессионального потенциала молодёжи и осознанного выбора будущей профессии. Через такие профориентационные проекты мы можем формировать мотивацию в выборе профессии и построении траектории своего профессионального развития для молодых людей. Обнинск — наш город, и неспроста его называют Городом Первых — лучшие должны оставаться здесь. И речь не про оседлость для нашего подрастающего поколения, а про мотивацию и возможности самореализоваться в родном для себя городе», — отметил руководитель проекта, проректор Технической академии Росатома Павел Журавлев.

***

В 2023 году более тысячи школьников, студентов колледжей, средних специальных учебных заведений и вузов приняли участие в экскурсионных программах Технической академии, по результатам которых определён запрос на подобные мероприятия для более широкого круга, особенно для учащихся старших классов, находящихся на стадии выбора профессии, определяющей набор предметов для сдачи ЕГЭ.

По решению Координационного комитета Фонда Президентских грантов проект Технической академии Росатома «Путешествие в профессию» признан победителем первого грантового конкурса 2024 года. Всего в фонд поступило 10827 общественных инициатив из 88 регионов страны, победителями конкурса стали 1559 некоммерческих организаций, в том числе 12 организаций — из Калужской области.

***

Накануне старта проекта Технической академии Росатома «Путешествие в профессию» пути решения задач по обеспечению квалифицированным персоналом объектов новой атомной энергетики обсудили участники сессии «Опережающая подготовка кадров для поколения IV: драйвер устойчивого развития» на площадке XIII Международного форума «Атомэкспо-2024» в Сочи.

По мнению участников этой встречи, развитие атомных технологий IV поколения требует долгосрочных обязательств на основе создания устойчивой ядерной инфраструктуры. Это подразумевает подготовку кадров опережающими темпами.

Как отметил первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» по развитию новых продуктов атомной энергетики Александр Локшин, технологии четвертого поколения — один из непроторенных путей, осваивать который предстоит компетентным специалистам, способным набираться опыта прямо в процессе сооружения и отладки новых технологий.

«К 2030 году Росатому потребуется порядка 350 тысяч сотрудников, в том числе квалифицированных. Учитывая дефицит кадров, который ощущается сегодня во всех отраслях в России, эта задача требует нестандартных решений. Таких специалистов надо воспитывать с детского сада. И в госкорпорации такие программы есть», — подчеркнул Локшин.

О формировании проекта Росатома «Поколение 4: новые Курчатовы», направленного на опережающую многоуровневую подготовку персонала для новой технологической платформы, рассказала руководитель проекта, директор по новой атомной энергетике Технической академии Полина Ковалева:

«Среди задач проекта — популяризация новых технологий среди молодёжи, работа со студентами, разработка новых программ, создание Центров подготовки на базе лучших вузов совместно со специалистами ПН «Прорыв», охватывающего десятки направлений подготовки. В одиночку такую задачу не решить, она может решаться только в формате сетевой кооперации».