Шамордино – жемчужина Калужской области

Сейчас внутренний туризм, что называется – в тренде. В России-матушке интересных мест – не счесть! И даже ехать очень далеко не надо: только в одном Козельском районе Калужской области расположены сразу три знаменитых монастыря с богатейшей историей: Тихонова Пустынь, Шамордино и Оптина Пустынь. Сегодня расскажем о шамординской обители.

Старец – это не возраст

Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь, которую чаще называют Шамордино (ударение на первый слог), совсем молода. Используя современную терминологию, это «филиал» Оптиной Пустыни. Монастырь основал оптинский старец преподобный Амвросий в 1884 году.

Вообще, старчество – это удивительное явление в православном монашестве. Само понятие «старец» не привязано ни к сану, ни к возрасту. Оно означает человека, умудрённого духовным опытом, который делится им с другими людьми.

Таковым был и старец Амвросий. С утра до ночи он принимал людей – и мирян, и монахов. Всех выслушивал, всем помогал советом. По 10-15 минут на разговор, и — следующий. Никакой нынешний психотерапевт не выдержит такого каторжного режима. Амвросий выдерживал 30 лет…

В Оптину Пустынь к нему приезжали Фёдор Достоевский и Лев Толстой. Впрочем, Толстой пришёл в лаптях и с котомкой за плечами. Но старец отнесся к этому скептически — показная смиренность без внутренней убеждённости не приближает человека к нравственному совершенству. А Мария Николаевна, сестра отлучённого от церкви графа, была между тем насельницей Шамординского монастыря.

Правда, Амвросий почти постоянно болел, не раз бывал при смерти. Может быть, опыт жизни на грани смерти в сочетании с постоянной необходимостью вникать в чужие души сделал его тончайшим психологом…

Иные посетители просили помочь с продажей имущества. Так, в конце 60-х купец Калыгин, решивший уйти в монастырь, попросил Амвросия продать кому-нибудь хутор у деревни Шамордино. И старец помог продать его богатой помещице Александре Ключаревой.

Любовь и Вера в отсутствие надежды

Александра Николаевна Ключарева была женщина богатая, веселая и вовсе не склонная к монашеству. А вот муж её был склонен. И уговорил-таки жену уйти от мира.

Ключарева постриглась в Белёве под именем Амвросии, но жила при Оптиной обители в собственном доме возле монастырской гостиницы. И при ней – две её внучки, близняшки Вера и Люба. Их мать умерла после родов, а отец где-то жил своей жизнью. Вот Амвросий и предложил Амвросии купить для девочек Шамордино.

Во вновь устроенном имении текла жизнь, близкая к монашеской. В доме жили вдовы и сироты-девицы из бывших крепостных и родственницы Амвросии.

В 1881 Амвросия умерла, а её сын стал предъявлять родительские права на близняшек. Ему не нравилось, что его одиннадцатилетние летние дочки растут фактически в монастыре. Папаша снял дачу и решил, что девочки проведут лето с ним.

Люба и Вера были в отчаянии. С младенчества богослужение было их любимым занятием, и все игры были только такие. Амвросий не возражал: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, куда готовятся»,  — говорил он и показывал взглядом к небу.

Чтобы отец не забрал Веру и Любу, девочек тайком увезли в Оптину Пустынь. И там они заболели дифтерией и умерли. Вера — быстро, Люба — в мучениях. Она отказалась от лекарств, пила только святую воду. Ещё в детстве сестры решили, что дольше 12 лет жить не стоит. Говорили они об этом не раз, и умерли за полтора месяца до своего двенадцатилетия.

Храм-теремок и чайные церемонии

Шамордино было завещано девочкам, а в случае их смерти, в нём должна быть устроена женская община. И на её содержание был оставлен капитал. Так смерть Веры и Любы положила начало новой обители, где уже был удобный для этого дом. А первыми насельницами стали женщины – слуги и крепостные Ключаревых.

В 1901 община была преобразована в монастырь, куда принимали женщин любого звания, возраста, состояния здоровья и без денежных вкладов, чего не мог позволить себе в то время ни один женский монастырь в России.

Главный храм обители — пятнадцатитикупольный Казанский собор — поражает своей русской народной красой и непохожестью на привычную для нас церковь. Скорее, он напоминает дворец-теремок из русских сказок. И неудивительно! Ведь он построен на фундаменте жилого дома.

Неоднократно в монастырь приезжал великий князь Константин Романов. Он жил со всей семьей неподалёку на даче в селе Нижние Прыски. К обители прикипел душой и старец Амвросий: как только соберётся уйти из Шамордина в Оптину, так сразу и заболеет. В Шамордине он и умер.

Очень понравилось в Шамордине знаменитому чаеторговцу Сергею Перлову. Именно благодаря Перловым, чай из китайского лекарства превратился в самый русский напиток, по популярности сравнимый разве что с водкой, в том числе и среди простого люда.

В начале 20 века чайным королям принадлежало более 100 специализированных магазинов не только в России, но и в Европе. Перлов мог жить где угодно, но он выстроил себе домик в Шамордине, и много помогал обители. За алтарем Казанского собора его и похоронили по его завещанию. После закрытия большевиками обители усыпальница была полностью разрушена, сохранился только фундамент. Но потомки Перловых помогают монастырю и сейчас.

К 1917 году в шамординской обители проживало более 700 монахинь и послушниц. При монастыре были приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников, мастерские.

Но всё же в 1918 году монастырь был закрыт. Кельи отдали под детдом, иконы вывезли, ценности расхитили, сняли колокола и кресты. Еще пять лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но затем и она была упразднена «как рассадник контрреволюции». Часть сестёр отправили в ссылку — в Карагандинскую область и на Соловки.

В главном соборе разместился сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа. В качестве наглядного пособия в алтаре стоял комбайн. В трапезной был клуб с кинозалом. Надгробные плиты с кладбища использовались местными жителями в качестве строительного материала.

Сейчас монашеская жизнь в обители возрождена. Здесь больше 110 насельниц. Большинству зданий возвращён прежний облик. А к берегу реки Серёны ведёт лестница к святым источникам. Рядом выстроены часовня и купальня. Множество паломников и просто туристов, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник, по вере получая исцеление от разных недугов.

М.Воронцова