Школа Шацкого

13 октября в старейшем учебном заведении Обнинска – школе №1 имени Станислава Теофиловича Шацкого состоялась конференция, посвящённая 110-летней годовщине школы-колонии «Бодрая жизнь», основанной великим педагогом. В мероприятии приняли  участие депутаты калужского Заксобрания Наталья Терехова и Ирина Строева, зампредседателя Обнинского городского Собрания Владимир Светлаков, представители Российской академии образования, педагоги.

Сохранять и приумножать традиции

За долгие годы своего существования первая школа прошла большой и славный путь. Сегодня здесь работает новое поколение учителей, которые берегут и приумножают традиции. Коллектив педагогов может по праву гордиться как своим прошлым, так и настоящим. Директор школы Галина Полякова открыла пленарное заседание, посвящённое 110-летию школы Шацкого.

— Все годы существования школы её педагогический коллектив бережно хранит, развивает и использует в своей работе опыт выдающегося педагога. Подход к организации учебно-воспитательной работы Станислава Теофиловича Шацкого является надёжным фундаментом развития нашей школы. Продолжая традиции, заложенные великим педагогом, школа развивается, успешно реализует различные проекты, — сказала директор.

Уже несколько лет здесь реализуется проект «Классы с православной направленностью». Открытие таких классов расширило и дополнило воспитательную систему учебного учреждения. В настоящее время работают четыре православных класса. Традиционными стали тематические мероприятия, посвящённые православным праздникам, которые ребята готовят и показывают всем ученикам школы, учителям, родителям.

В учебном заведении сейчас учится много детей, для которых русский язык не является родным. Для них – ещё один проект, в ходе которого ребята, посещают бесплатные дополнительные занятия по русскому языку, знакомятся с православными традициями, наравне с другими учениками участвуют в различных школьных, городских, областных олимпиадах, фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях и нередко побеждают в них. Например, ученик 11 класса Амир Батиров в прошлом году стал победителем городской олимпиады по русскому языку.

Детское творчество – это чудесно

В свою очередь, дети, приехавшие в Обнинск из сопредельных государств, знакомят учащихся школы со своими культурными традициями и своим языком. Ученик 11 класса Азизбек Ахмаджонов прочитал стихотворение таджикского поэта Мирзо Турсун-Заде  «Не теряй друзей». А его одноклассник перевёл стихотворение на русский язык. «Будьте дружны с другими людьми. Разные все, но люди все мы», – такими строчками заканчивается это произведение…

Особое внимание здесь уделяется эстетическому воспитанию. Школа – постоянный участник городских и областных творческих конкурсов и фестивалей. На открытии конференции танцевальный коллектив под руководством Светланы Балаш, призер городского конкурса «Танцующая школа», исполнил шуточный танец. Школьный вокально-инструментальный ансамбль, руководит которым известный в городе дирижёр Павел Дронов, сыграл несколько музыкальных композиций. Вокальный коллектив педагогов, призёр Городского творческого фестиваля, исполнил песню  Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва «Есть только миг». Подпевал учителям весь зал…

«Чем мощнее фундамент, тем крепче стоит здание»

Депутат Обнинского городского Собрания Владимир Светлаков говорил о том, что школа имени Шацкого не только поддерживает традиции, которые были заложены талантливым педагогом, но и передаёт свой бесценный опыт всем другим обнинским школам – да и не только обнинским.

— Показатели выпускников обнинских школ – лучшие в области. Наши школьники показывают отличные результаты и на российском уровне. Говоря о высоком уровне системы образования в городе, я хочу сказать, что она имеет истоки. Их закладывал Станислав Теофилович Шацкий. Ведь чем мощнее фундамент, тем крепче стоит здание. Чем мощнее корни, тем лучше и слаще плоды. Городу 65 лет, в нём уже 18 школ. И каждая из них берёт опыт школы №1, который здесь накоплен, потому что здесь основы, — отметил депутат.

Владимир Светлаков вручил грамоту директору школы Галине Поляковой от Обнинского городского Собрания за большой вклад в развитие системы образования в Обнинске и в связи со 110-летием образовательного учреждения.

Заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя английского языка высшей категории  Анну Арсентьеву и учителя начальных классов Светлану Федулову отметили благодарственными письмами от городской администрации.

Грамоты от управления общего образования администрации города Обнинска были вручены учителям начальных классов Саиде АзизовойОльге Тимашковой, Виктории Ушаковой, Ольге Кувичка. Все они учителя с более чем 30-летним стажем, их ученики показывают высокие результаты по предметам начального общего образования. Занимаются учителя с малышами и проектной деятельностью.

В школе созданы условия для обучения детей с ОВЗ, инвалидов–колясочников. Например, в классе у Ольги Кувичка обучались трое колясочников и один ребёнок с нарушением аутического спектра. Все они успешно освоили школьную программу, согласно возрасту. И самое главное – никто из них никогда не чувствовал себя изгоем. Безусловно, это заслуга учителя начальных классов, и родители детей Ольге Николаевне очень благодарны. Сейчас ребята обучаются уже в седьмом классе.

Шацкий – создатель первого в России образовательного кластера

Поздравил школьный коллектив с праздником и  председатель Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко. Он тоже обратился к истокам:

— В 1919 году здесь была создана уникальная система – Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса Российской Федерации. Это место называли Меккой мировой педагогики. Об этом говорят и цифры посещаемости педагогической выставки опытной станции: только за зиму 1925‑1926 гг. прошло 152 экскурсии – 4671 человек, не считая 205 одиночек (в том числе 26 иностранцев из Китая, Америки, Японии, Турции, Германии, Англии, Бельгии, Франции, Испании, Дании, Польши). По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года. То, что было заложено Шацким ещё в те годы, выдержало испытание временем и актуально более 100 лет спустя. В его Первой опытной станции было всё: единая система школьного образования, школа первой, второй и т.д. ступеней, там же — повышение квалификации, техникум, там занимались наукой, исследованиями, работой с окружающей средой. На современном языке это называется образовательный кластер. И эта система уже 100 лет назад работала под руководством Шацкого.

По мнению Льва Ляшко, Первая опытная станция С.Т.Шацкого – это единственный во всей мировой истории педагогики пример, когда воспитание и обучение детей от дошкольного возраста до получения среднего образования осуществлялись в рамках структурно связанных, объединенных в одно целое учреждений – детских садов, школ, внешкольных учреждений, когда в этой же системе осуществлялись обучение будущих педагогов и повышение квалификации работающих учителей. Это уникальный пример многолетнего плодотворного слияния педагогической науки и практики воспитания и образования.

Идеи Шацкого продолжают жить, развиваться. Лев Ляшко надеется, что ему вместе с соратниками удастся их реализовать на новом, современном этапе. В торжественной обстановке Лев Юрьевич вручил директору школы Галине Поляковой  медаль Станислава Теофиловича Шацкого, учреждённую Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего». После пленарной сессии участники конференции посетили уроки, занятия, мастер-классы, школьную теплицу, планетарий и музей.

Школьный музей

Открытие музея истории школы было приурочено к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого и состоялось 15 мая 1978 года. Этому предшествовала большая поисковая работа учащихся под руководством учителя истории Л.И. Беловой. Музей был создан по инициативе Анны Михайловны Кузьмичёвой, заслуженного учителя РСФСР, директора школы с 1960-го по 1978 гг. В настоящее время музеем руководит историк Ирина Леонидовна Ефимова.

Музей располагает бесценными материалами по истории школы-колонии «Бодрая жизнь» и деятельности её основателей С.Т. Шацкого и  его жены В.Н. Шацкой. Воспитанники школы Шацкого стали врачами, архитекторами, учёными, рабочими. Многие из них помогали собрать материалы для школьного музея. Среди них — схема школы-колонии с указанием окрестных населённых пунктов, список первого педагогического состава, альбом, оформленный воспитанниками.

Э.Щукина

фото Е.Зубаревой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *