«У меня зазвонил телефон…»

Телефонные мошенники изобретают всё новые схемы обмана, которые успешно работают в преступном «бизнесе» по отъёму денег у граждан. Например, недавно перешли к целевым атакам на пенсионеров, и пострадавших уже немало.

Вышедшей на пенсию москвичке позвонили злоумышленники под видом сотрудников следственных органов. Они обвиняли её в крупных денежных махинациях на последнем месте работы, присылая поддельные документы, внешне похожие на те, с которыми она работала.

Помимо финансовых махинаций, «следственные органы» предъявили женщине содействие терроризму, поскольку якобы украденные деньги шли на противоправную деятельность.

Также злоумышленники вынудили пострадавшую записать голосовые сообщения, в которых она давала «подписку» о неразглашении, после чего предложили урегулировать дело во внесудебном порядке и выплатить весь ущерб. Женщине пришлось отдать все накопления и дополнительно взять кредит в банке на несколько миллионов рублей.

Раскрыть обман она смогла спустя примерно неделю и лишь после того, как позвонила руководству на старое место работы. Однако к тому времени мошенники уже перестали выходить на связь.

«Эту схему отличает то, что она не совсем типична, — отмечает начальник отдела информационной безопасности «Кода Безопасности»* А.Коробченко. — Как правило, злоумышленники используют сценарии, которые могут подходить большому количеству людей, однако в этом случае атака была целевая, поскольку мошенники точно знали, где и кем работала жертва».

Помимо этого, такую схему отличает то, что общая «обработка» пострадавшей велась неделю, хотя обычно атаку стараются завершить в более короткие сроки, чтобы не давать жертвам возможность опомниться и обратиться в полицию.

Специалисты «Кода Безопасности» напоминают, что российские правоохранительные органы и регуляторы обращаются через официальные каналы, например, присылают повестку. Они не используют ни SMS-сообщения, ни мессенджеры.

Кроме того, если за гражданином имеется конкретное преступление, связанное с хищением денежных средств, изыскивать их будут официальным путем — через судебный процесс.

Чтобы не попасться в подобные схемы

Специалисты по информационной безопасности рекомендуют:

— установить ограничения в мессенджерах, например, запретить возможность принимать сообщения и звонки от незнакомых контактов или находить пользователя по номеру телефона;

— прерывать любое общение, в котором незнакомый собеседник представляется неким официальным лицом или заходит разговор о финансах. Отправлять такие контакты в «черный список»;

— в случае, если подобные диалоги вызывают приступы паники, можно перезвонить по номерам, указанных на официальных сайтах организаций, от чьего лица обращались злоумышленники.

Тем временем в калужском Людинове…

И ещё об одной «свежей» схеме обмана. В дежурную часть людиновской полиции обратилась местная жительница с заявлением о совершённых в отношении неё мошеннических действиях.

Заявительница пояснила, что ей на телефон поступил звонок от незнакомца, который представился оператором сотовой связи. Собеседник сообщил, что срок действия абонентского номера заканчивается, после чего поинтересовался, намерена ли женщина дальше пользоваться услугами оператора, при этом сохранив свой номер телефона.

Получив утвердительный ответ, звонивший сообщил о необходимости выполнения ряда действий посредством мобильного телефона якобы для авторизации на сайте компании. Будучи уверенной, что общается с представителем компании сотовой связи, женщина последовала продиктованным ей инструкциям, в результате чего злоумышленникам удалось получить доступ к её персональным данным и личному кабинету банка. Обнаружив несанкционированное списание со своего счёта более 49 тысяч рублей, гражданка поняла, что стала жертвой мошенничества и сообщила о произошедшем в полицию.

Подготовила А.Яковлева

*Компания «Код Безопасности» — лидирующий российский разработчик сертифицированных программных и аппаратных средств, обеспечивающих безопасность информационных систем.