В славном городе Тарусе

С наступлением тёплых дней многим хочется в выходные выехать из родного города. И не только на дачу, но и с целью культурного обогащения. Древний калужский город Таруса – одно из таких мест. Там хоть раз побывал, наверно, каждый второй житель Обнинска.

В Тарусе есть не только «петухи да гуси», как поётся в известной песне. Здесь вы как бы попадаете в другое измерение…

«Хранилище стиха, предания и долга…»

Здесь плавно течёт река, плавно течёт жизнь. В Обнинске она тоже течёт неспешно, но в Тарусе всё-таки немножко по-другому. Там Ока, картинная галерея, музей Цветаевых и Паустовского, поэты, художники и керамисты. Они делают котиков и разную прочую милоту. Смотришь на всё это, и рот сам собой расплывается в улыбке. В Тарусу хочется возвращаться.

В Тарусе есть, на что посмотреть. Чтобы сориентироваться, лучше сразу посетить Туристско-информационный центр. Там подскажут, сориентируют, предложат самое интересное. И экскурсовода предоставят буквально через полчаса. И вот вы уже не спеша прогуливаетесь вдоль Оки, идёте по городской набережной, по цветаевским местам, Мусатовскому косогору, Воскресенской горке. А потом сворачиваете в местную картинную галерею. Конечно, её не сравнить со столичными, но у музейного собрания есть свой неповторимый колорит. И связан он, прежде всего, с тем человеком, кто эту галерею бережно собирал, а затем передал в дар любимому городу.

Николай Ракицкий и картинная галерея

Николай Петрович Ракицкий — учёный-агроном, ботаник, филолог, автор нескольких книг, человек энциклопедических знаний. Ему Таруса обязана сразу двумя достопримечательностями, одна из них – Тарусская картинная галерея.

Николай Ракицкий получил прекрасное образование. Окончил Киевский университет, Баварскую сельскохозяйственную академию, изучал искусство в Италии. В совершенстве знал семь языков, среди которых были древнегреческий, греческий и латынь. Он поселился в Тарусе в 1929 году, на месте пустыря построил дом и разбил чудесный сад-дендрарий. Этот дом стал местом притяжения творческой интеллигенции. Гостями Ракицкого были семьи Цветаевых, Поленовых и Булгаковых, Константин Паустовский, Максимилиан Волошин, Борис Пастернак и многие другие талантливые современники.

Ракицкий действовал как спасатель искусства. И когда в двадцатые годы в Калужской области рушилось огромное количество усадеб, он ездил по этим усадьбам и где-то выменивал, где-то выкупал художественные произведения у тех людей, которые не понимали их ценности.

Николай Петрович собрал большую коллекцию – в том числе, включающую полотна старых мастеров. И часть её – около 200 экспонатов – в 1963 году передал в дар Тарусе. Среди этих экспонатов картины Поленова и Айвазовского, Брюллова и Врубеля, Борисова-Мусатова и Ржевской. А также коллекция декоративно-прикладного искусства (фарфор, стекло, старинное кружево).

До 1970 года галерея располагалась в храме Петра и Павла. Тогда там был Дом пионеров, в одном из залов которого располагалась картинная галерея. А в середине семидесятых годов прошлого века для галереи было построено отдельное здание рядом с собором. Зал Ракицкого – на втором этаже, где представлены работы, с которых галерея и начиналась.

Софья Федорченко

Одно из центральных мест в картинной галерее Тарусы занимает портрет жены Ракицкого – Софьи Захаровны Федорченко. Эта женщина заслуживает отдельного рассказа. Она родилась и выросла в глухой деревне Владимирской губернии в семье инженера. Училась в Киевском университете на юриста. Во время Первой мировой войны была сестрой милосердия на фронте около Петрограда. После возвращения в тыл, в Киев, Софья решила написать, какой война видится простым солдатам и сделать героем «народ, простой народ, да ещё и целиком…». Летом 1917 года в Киеве была издана книга Федорченко «Народ на войне» (с подзаголовком «Фронтовые записи») в форме коротких рассказов и размышлений русских солдат о войне и мире, которая привлекала внимание богатством и яркостью собранного в ней своеобразного солдатского фольклора, сочным бытовым колоритом. Книга стала настоящим бестселлером, получила множество положительных рецензий, несколько раз переиздавалась. Современники использовали «Народ на войне» как документальный материал в своих сочинениях. Например, заимствования из Федорченко можно обнаружить в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Сад-дендрарий

Николай Ракицкий и Софья Федорченко поселились в Тарусе в конце 20-х годов прошлого века. Николай Петрович заложил на месте пустыря экспериментальный сад-дендрарий, где занимался акклиматизацией саженцев, доставленных из других климатических зон, собрав в итоге уникальную коллекцию растений.  Сад был зелёной лабораторией агронома и исследователя, причём, продуманной, грамотно зонированной и красиво оформленной. При выращивании растений в своём саду Николай Петрович стремился создать для них наилучшие условия освещения, обеспечить высокое качество почвы и особый микроклимат. Из записей Ракицкого следует, что, например, «в период с 1929-го по 1940 год, на участок ежегодно вносился навоз, чередуясь один год — 20 возов, другой — 40 возов».

Диковинным украшением сада стала сосна румелийская. Её родина – Балканский полуостров (Македония). Достигает дерево 30 метров высоты при диаметре ствола 75 см. Сосна не поражается грибком, шишки — крупные, в длину до 15 сантиметров. Ракицкий считал, что это растение «заслуживает самого широкого распространения в зелёном строительстве». Семенами сосны в своё время были снабжены местное лесничество и некоторые питомники (в том числе: кафедра лесоводства Московского лесотехнического института).

В архивах Ракицкого найден алфавитный список растений из 139 наименований, которые он выращивал в своём саду. Например, упомянуто семь жасминов: русский, японский, карликовый, монблан, грандифлора, лемуана. А ещё спиреи, три сорта вишни, девять разнообразных типов сирени, два вида сахалинской гречихи, шесть сортов флоксов, 16 кустов горного американского крыжовника, малина белая, красная, черная и душистая, дельфиниум бирюзовый. Удивительное богатство и разнообразие!

Возрождение сада Ракицкого

После смерти хозяина дом и сад пришли в упадок и не были доступны для туристов. В 2020 году дом приобрела известный российский дизайнер Евгения Жданова. Она решила восстановить объект, создать там новое общественное культурное пространство Проект восстановления сада разработан российским ландшафтным бюро МОХ. Он включает благоустройство территории и восстановление утраченной коллекции растений. Также с 2020 года ведётся реставрация дома. Там можно увидеть портреты хозяев дома, изразцовые печи, окна с витражами и многое другое.

Мемориальный дом полностью готов к приёму гостей, там уже проходят чаепития с мастер-классами и интеллектуальными играми. А в саду продолжаются работы по восстановлению коллекции растений. Сейчас там можно насладиться цветением первоцветов сцилла, скоро расцветут редкие сорта сирени, а летом – жасминовая аллея. Проект возрождения сада поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Благодаря поддержке фонда в 2022 году будет реализован ряд инициатив для реализации первого этапа восстановления коллекции растений сада-дендрария Николая Ракицкого в Тарусе.

Кроме того, восстановлению дома и сада Ракицкого помогает региональное агентство по развитию туризма. Всего агентство сопровождает более 15-ти уникальных проектов.

Посильную помощь в возрождении сада оказывает и Калужский филиал Тимирязевской академии. В будущем там планируются встречи с людьми искусства, концерты, спектакли, выставки, мастер-классы для детей и взрослых.

Вы можете отправиться в Тарусу сами, а можете в составе организованной группы. Обнинский туристско-информационный центр планирует организовать поездку туда в ближайшее время. Обнинский ТИЦ находится по адресу: пр.Ленина, д. 129. Записаться на экскурсию можно по телефону 8-910-705-02-02.

Е. Ершова