Звонок – для учителя

На этой неделе в Обнинске прозвенели «последние звонки» для выпускников школ. В этом году в нашем городе 729 выпускников одиннадцатых классов и 1500 — девятых.

Окончание — это начало

«Последний звонок» для выпускников означает окончание школы и начало новой, почти уже взрослой, жизни. А для педагогов – это просто финал ещё одного учебного года и начало нового витка их профессиональной деятельности.

Впрочем, не для всех. Например, у учителей начальных классов своя система отсчёта и свои праздники. Но и для них учебный год завершился на этой неделе.

Мы решили побеседовать о профессии учителя с педагогом начальных классов школы №17 Кристиной Владимировной Боровлёвой, одержавшей победу в муниципальном конкурсе «Молодой учитель-2022».

Год назад она пошла «первый раз – в первый класс», так же, как и её ученики. И сейчас завершился второй год их общей школьной жизни.

Кристина Боровлёва не из тех, кто о своей будущей профессии мечтал с раннего детства. Учась в старших классах, представляла себя в будущем в спокойной обстановке какого-нибудь офиса, где она за компьютером решает поставленные перед ней задачи.

Но потом вдруг решила стать учителем и поступила в Московский педагогический государственный университет.

— И уже в процессе обучения в университете я поняла, что я, действительно, хочу работать с детьми. Мы очень много времени проводили на практике — и в детском саду, и в школе, и тогда я окончательно убедилась, что это – моё! И семья меня поддержала. Впрочем, они мне предоставили полную свободу в этом плане, и, мне кажется, что бы я ни выбрала, они были бы на моей стороне, — рассказала Кристина Владимировна.

Секрет долголетия

Сегодня Кристина уверена, что сделала правильный выбор. А на вопрос «Какая она оказалась – профессия учителя» отвечает просто — «очень активная»:

Эта работа словно «заряжает» тебя детством. Я и так, в общем-то, ещё не старая, мне 25 лет (а выглядит учительница, надо сказать, гораздо моложе, – прим. автора), но при этом я от детей словно подпитываюсь энергией. Иногда с утра проснёшься с таким настроением, когда ничего не хочется. А прихожу в школу, дети окружают меня, что-то спрашивают, они весёлые и энергичные, и моё настроение тут же кардинально улучшается! И мне кажется, что ни на какой другой работе человек не имеет возможности так хорошо себя чувствовать…

Возможно, именно поэтому школьные учителя так долго могут работать и при этом, словно даже, не сильно меняются внешне! Возможно, в этом и есть «секрет долголетия», который так упорно, но пока малоуспешно ищут учёные. А учителя его уже разгадали!..

Родом из детства

Впрочем, о старости и долголетии Кристине задумываться пока рано. Эту молодую хрупкую девушку даже по имени-отчеству называть как-то странно. Это только для коллег и учеников.

Кристина сама ещё прекрасно помнит своё детство. Она училась в обнинской школе №5 и очень тепло отзывается о свое первой учительнице — Светлане Геннадьевне Гараниной:

— Мне в школе всегда было очень комфортно, и я всегда шла в школу охотно и с радостью, потому что там была добрая хорошая обстановка. А заложила это чувство, наверное, ещё в начальных классах наша Светлана Геннадьевна. Возможно, благодаря такому позитивному настрою, у меня получилось окончить школу с золотой медалью.

Но, несмотря на свои хорошие воспоминания, Кристина признаётся, что старается не подражать любимой учительнице, — она хочет выработать свой собственный профессиональный стиль и методы. И такая позиция молодого педагога тоже достойна уважения.

Главная трудность

Однако профессию учителя в целом трудно назвать лёгкой. И, конечно, Кристина Боровлёва это тоже отмечает:

— Когда мы студентами приходили в классы на практику, мы были для детей чужими людьми, и они все старались вести себя хорошо. А начав работать, я поняла, что все дети разные, это и есть главная сложность. Кто-то не может сдержать эмоций, из кого-то слова не вытянешь, а кому-то вообще трудно усидеть спокойно весь урок. К каждому из них нужно подобрать свой «ключик». А классы сейчас большие – в нашем, например, учится 34 ребёнка.

Но молодой учительнице помогают коллеги, и родители школьников тоже относятся по-доброму и с пониманием.

 — В первый год было довольно трудно влиться в коллектив и в работу. Но к кому бы из педагогов я не подходила, мне все помогали, объясняли, рассказывали, не относились ко мне как-то снисходительно или свысока. А у родителей, если и были какие-то опасения по поводу того, что я слишком молодая и неопытная, то мне этого не говорили. И сейчас родительские собрания у нас проходят хорошо — есть и взаимопонимание, и конструктив, и взаимодействие, — отмечает Кристина.

Каждый ребенок – чудо!

В предпоследний учебный день 23 мая у второклашек был классный час. На нём Кристина Владимировна сказала ребятам, что выбрала самого лучшего ученика в классе — самого талантливого, самого умного, самого доброго, короче — самого-самого, и на него нужно будет всем равняться! И предложила каждому ученику подойти и посмотреть в коробку, которую она принесла с собой, и где они увидят изображение этого чудо-ребёнка. А в коробке-то лежало… зеркало.

— Честно говоря, я не знала, какая будет у них реакция. Мои ученики подходили по одному и смотрели, а потом заливались смехом. То есть, они оценили шутку и поняли, что на самом деле каждый из них и есть самый талантливый и самый лучший, и каждый из них может всё! И с таким ощущением они отправились на каникулы. Надеюсь, что с таким же настроем и вернутся в школу первого сентября.

В это Кристина Владимировна верит. Ждёт новой встречи со своими ребятами. И надеется, что это взаимно.

В.Смазнова