Сначала – табуретки, роботы – потом

2021 – Год науки и технологий

Когда-то, в советское время, в наших школах были уроки труда. На них мальчиков учили держать в руках напильник и стамеску, работать на станках, а девочек обучали кройке-шитью. Сейчас этот предмет называется по-новому: технология. Как его преподавать – единой методики нет. Да и материальная база порядком устарела. Во многих учебных заведениях старые станки давно уже вышли из строя, не хватает и преподавателей. Поэтому зачастую на уроках технологии мальчики вместе с девочками вышивают, занимаются бисероплетением, складывают оригами. Но только не в одиннадцатой обнинской школе. Здесь мальчишки с пятого по восьмой класс учатся работать напильником, ножовкой, в их распоряжении – более десятка станков, с помощью которых парни уже к девятому классу осваивают основы профессий слесаря или токаря.

Наша задача – сохранить и преумножить доставшееся нам наследство

Я считаю так: если в школе нет уроков технологии, значит, школа что-то очень серьёзное потеряла, – утверждает директор учебного заведения Анатолий Гераскин. — У меня есть несколько примеров, когда родители переводили к нам пятиклассников из других школ только для того, чтобы их дети научились что-то делать руками. Наша задача и ответственность состоит в том, чтобы сохранить то, что нам досталось от предшественников, улучшить и приумножить.

Как и раньше, всё решают кадры. 17 лет назад в школу №11 пришел новый преподаватель труда Александр Козловский. До работы в школе он был мастером производственного обучения, вёл слесарные группы в 11-м и 26-м профессиональных училищах. В школе Александр Анатольевич начал с главного — отремонтировал старые станки, составил учебные программы. Уроки технологии у ребят состоят из двух, одинаково важных: на первом школьники делают чертёж детали, на втором – мастерят её.

Навыки ручного труда – фундамент интеллектуального

Ребята с увлечением занимаются в мастерской. Они и после уроков просятся поработать, если что-то понравилось, – рассказывает учитель. – У нас программа составлена так: сначала, в первом полугодии, проходим основы деревообработки. Мальчишки и лобзиком выпиливают, и на токарных станках по дереву работают. Во втором полугодии изучаем металлообработку. Начинается всё с простого: вначале ручная обработка, затем, уже с пятого класса, переходим к станкам. На первом этапе — сверлильные, потом фрезерные и так далее. Все станки у меня действуют вполне надёжно! –  гордится мастер.

Всё, что ребята мастерят на уроках, идёт в дело. Например, рыхлители, которые они начали изготавливать в третьей четверти, пригодятся летом на пришкольном участке, где учащиеся школы весной высадят цветы. Кстати, рассаду они тоже выращивают самостоятельно.

Однажды, когда в школе был ремонт, меняли оконные отливы из оцинкованной стали. Из них на уроках технологии мы смастерили совки для мусора, ведь после урока нужно обязательно убрать за собой рабочее место. Это тоже часть трудового воспитания, – рассказывает Козловский.

«А хочешь, я выучусь шить?»

Девочки здесь на уроках технологии учатся шить и готовить. Обучает их премудростям кройки и шитья учитель технологии высшей категории Евгения Анашкина.

Класс у нас очень хорошо оборудован, всё необходимое для работы есть. Машинки современные. Есть и оверлоки, на них тоже работаем. На сложных, краеобмёточных машинках шьют девочки постарше. Технология – предмет непростой: требует навыков черчения, практически инженерного мышления. Получается у всех по-разному: у них ведь разные способности. Тем, кому сложно, помогаем, но обязательно девочки всё должны научиться делать сами, – поделилась учительница. 

Девочки учатся шить сначала фартуки и прихватки, потом переходят к изготовлению различных предметов одежды. Один из разделов программы – создание изделий из текстильных волокон. Он, в свою очередь, подразделяется на два элемента рукоделия.

В каждом классе они свои: в пятом у нас вышивка, в шестом мы лоскутным шитьем занимаемся, в седьмом – вязание, а в восьмом – валяные изделия. В старших классах школьницы создают уже серьезные проекты, конструируют авторские костюмы. Всё это им в жизни пригодится, особенно девочкам, – считает Евгения Алексеевна.

Между прочим, в одиннадцатой школе, если девочки хотят работать на станках, а мальчики просят, чтобы их научили шить, им никто не препятствует: в мастерских рады и тем, и другим. Учителя не возражают: пусть пробуют, ищут себя, каждому ребёнку интересно что-то своё.

Когда я пошёл служить в армию, то у меня не было проблем с тем, чтобы подшить себе подворотничок или «подрубить» брюки, это нужные в жизни навыки, – поделился Анатолий Афонасьевич Гераскин.

На новый уровень с хорошей подготовкой

К слову, и роботов учащиеся одиннадцатой школы тоже делают, но уже вне школьной программы.

Робототехника – это немножко другой уровень,  – считает директор школы, – это то, что мы называем дополнительным образованием, дополнительным обучением. Это кружковая работа. Роботов наш учитель технологии Александр Анатольевич тоже изготавливает со своими ребятами. Они даже выступали с некоторыми образцами на фестивале, который проходил в нашем городе. Но нельзя говорить буквы «в» или «г», не сказав «а» и «б». Начинать нужно со станков и швейных машинок – это основы трудового обучения. А следующий этап – это уже робототехника, о которой сейчас так много говорят.

Э.Щукина

фото К.Ряботунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *