Без утечки мозгов

Обнинск инновационный

На этой неделе в Доме учёных за одним столом собрались представители обнинской муниципальной власти и ряда крупнейших предприятий города. Тема для обсуждения — расширение научно-технического и образовательного потенциала и получение мер государственной поддержки Обнинска, как территории технологического развития.

Борьба за госфинансирование

Открывая встречу, глава городского самоуправления Геннадий Артемьев отметил, что 12 мая в столице прошел шестой Форум городов с высоким научно-технологическим потенциалом. Промышленные гиганты в своём мнении были едины – городам, где они дислоцируются, нужна государственная поддержка, чтобы корпорации и дальше могли работать бесперебойно. Доводы «железные» — эти территории и предприятия определяют будущее развитие страны, сейчас там сконцентрирована половина всех производственных ресурсов.

То, что такая поддержка будет оказана, можно не сомневаться, хотя критерии пока не ясны. Но Обнинску, по словам депутата Госдумы Геннадия Скляра, надо успеть «запрыгнуть в этот вагон» и стать той площадкой, где отработают критерии. Однако получить деньги, позиционируя себя, как  первый наукоград, в этот раз не получится. Под наукограды выделена отдельная статья финансирования, и, как известно, средства там не велики. Поэтому Обнинску надо ответить на вопрос – что город может дать государству, почему в нас нужно «вкладываться». Причём, времени на раскачку нет — критерии должны быть определены уже к Дню мирного использования атомной энергии – 26 июня.

Скляр предложил позиционировать Обнинск, как многоотраслевой  научно-технологический центр. И выступающие после этого докладчики, рассказывая о своих предприятиях, подтвердили, что таково реальное положение дел.

Вопреки санкциям

Первым слово взял генеральный директор ГНЦ РФ – ФЭИ Андрей Лебезов. Он не стал скрывать, что в 2018 году в институте был финансовый кризис, однако за три года руководство смогло вывести его из экономического пике.

— В институте действует один исследовательский реактор, и я хотел бы подчеркнуть, что большие физические стенды (БФС), которые в своё время модернизировались за счёт федеральных средств, уникальны. Даже сейчас в эпоху «занавеса» сотрудничество на международном уровне остаётся, — подчеркнул Лебезов. – Может быть кому-то неизвестно, но Физико-энергетический институт попал в санкционный список Евросоюза. При этом очень интересно, что нам поставлять наукоёмкие технологии и оборудование запрещено, но сотрудничать с нами готовы. Это своего рода отметка, что мы находимся на таком уровне, которого европейские и западные наши друзья ещё не достигли. Это важно.

Ключевым направлением ФЭИ остаются реакторы на быстрых нейтронах. В стране намерены построить три таких энергоблока и в каждом проекте обнинский научный центр принимает участие. Здесь решается сразу несколько важнейших вопросов – безопасность АЭС и возможность перехода на безуглеродную энергетику.

В «жёсткой сцепке»

Ведутся работы в ФЭИ и в области материалов и технологий,  перспективный проект – вывод из эксплуатации ядерных объектов.

— Одно из перспективных направлений – атомные станции малой мощности. Поскольку необходимо создавать базы, которые будут обслуживать Северный морской путь, в этом вопросе у нас тоже есть наработки, — заверил Лебезов.

Руководитель ФЭИ не стал скрывать, что его предприятие работает в «жёсткой сцепке» с онкологами из МРНЦ имени Цыба и с коллегами из ФХИ имени Карпова, где строится завод радиофармпрепаратов. В его производстве предполагается использовать и сырьё из Физико-энергетического института.

— То есть, в Калужской области и в Обнинске в частности сосредотачивается такой комплекс исследовательских и производственных предприятий, который замыкает всю цепочку от идеи до производства конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, — подчеркнул Лебезов.

ФЭИ сейчас делает ставку на актиний. Стоимость материала огромна, а количество – ограничено. При этом 50 процентов мирового запаса препарата находится в ФЭИ. Однако продавать сырьё учёные не хотят, готовясь к старту завода на «Карповке» представить свой радиофармпрепарат, который уже «обкатали»  у коллег – в Физико-химическом институте.

Импортозамещение в действии

В отличие от «большого брата» — Физико-энергетического института – ГНЦ РФ — ФХИ под санкции не попал. Более того, поскольку строился он изначально не под «атомным» началом, а под химическим, сегодня в ФХИ есть источники с любым видом излучений. И такой плюс руководство института давно использует, делая ставку на радиофармпрепараты.

— В отличие от Физико-энергетического института, мы уже в большей мере предприятие производственное, нежели научное. Наш основной источник доходов – наукоёмкая продукция, которую мы выпускаем и продаём в России и за её пределами, — начал своё выступление генеральный директор ГНЦ РФ — ФХИ Олег Кононов.

Кононов не стал скрывать, что основные деньги институт зарабатывает на ядерной медицине:

— На сегодняшний момент мы являемся единственными в России производителями генератора технеция. Наши коллеги из Белоруссии сейчас оказались в тяжелейшей ситуации. Ранее они с нами не сотрудничали, получая продукцию из Польши. Сейчас перед нами стоит задача помочь нашим братьям-белорусам, снабдив их генераторами технеция и йодом.

От радиофармпрепаратов до косметики и ювелирки

Ещё одна разработка позволяет снизить болевой синдром у онкобольных, когда метастазы находятся в костях. Обычно в таких случаях людям дают наркотики. Обнинские учёные предложили свой вариант – лекарство на основе самария-153. Болевой синдром снимается, но без наркотического эффекта.

— Мы осуществляем поставки своих препаратов по всей России и четыре дня в неделю мы производим отгрузки. Если говорить о наших производственных мощностях, то они достаточно серьёзны — мы можем обеспечить двойную потребность Российской Федерации. Так что волноваться здесь не надо, — заверил Кононов.

Однако только этим направлением ФХИ не ограничивается. Радиационная обработка материалов, позволяющая увеличить сроки хранения косметики, специй и другой продукции, — тоже востребована сегодня. Ещё одно перспективное направление – обеззараживание медицинских изделий. Новый завод начнёт работать уже в этом году, причём стерилизовать продукцию будут прямо в коробках. Полиэтилен, пенополиэтилен, термоусадочные полимеры, термопластик – тоже продукция ФХИ.

Одно время занимались окраской драгоценных и полудрагоценных камней. Вы знаете, что топаз белого цвета никому не нужен, а голубой топаз – замечательная вещь. Есть месторождения белого топаза, и если его облучить внутри реактора, он получает другую окраску. Варьируя время облучения, можно его сделать и зеленым, и голубым. Это бизнес, который сейчас в Российской Федерации процветает. Мы пока в этом направлении отстаём, но здесь есть перспектива, — резюмировал Кононов.

«Закрытие границ» открыло дорогу на свои рынки

Председатель Совета директоров группы компаний «Полёт» Валерий Щербаков представлял на этом заседании Композитный кластер. Его предприятие в своё время «отпочковалось» от «Технологии» и с «закрытием границ» не только не потеряло клиентов, но и  открыло для себя новые горизонты.

— Порядка 10 процентов от всей нашей продукции идёт на экспорт. Мы пять лет сотрудничали с  французской компанией. К сожалению, санкции внесли коррективы. Поставляем продукцию в Казахстан, и там не русофобский француз, проверив качество наших изделий, разрешил нам делать поставки за рубеж, — резюмировал Щербаков.

Шесть лет «Полёт» не мог пробиться  на российский рынок сельхозтехники, где применяются композитные материалы. Санкции сделали это возможным в трёхмесячный срок. И в следующем году обнинское предприятие надеется отгрузить продукцию этого типа на 500-700 миллионов рублей.

«Выигрывают те, у кого широкие сети»

Присутствующие сошлись в одном – чтобы дальше развиваться, нужны специалисты, а побороть «столичный кадровый пылесос» можно только решив проблему предоставления жилья. Здесь и должно вмешаться государство. Кроме того, необходимо создать специальные тренировочные центры, чтобы будущие специалисты могли «руками пощупать» и понять свою будущую специальность ещё на этапе учёбы. В строительство таких лабораторий готовы вложиться НИИ, но начинка дорогостоящая и здесь опять потребуется помощь государства.

Уникальность Обнинска ещё и в том, что у нас уже давно сформирована хорошая образовательная база. Это и ИАТЭ НИЯУ МИФИ, и Техническая академия «Росатома», которой в этом году исполняется 55 лет.

— Мне как главе администрации особенно приятно слышать о вашем сотрудничестве, — резюмировала Татьяна Леонова. – Потому что сейчас выигрывают те, у кого широкие сети, а у нас с вами такая сеть, что позавидует любой.

Следующий круглый стол в наукограде проведут в День мирного атома. Участие в нём примут специалисты Росатома, АСИ и Роскосмоса. Задание на завтра: выработать критерии и предложить механизмы реализации государственной поддержки гостям, которые в этот день посетят Обнинск.

Т.Комиссаров