Виктор Канке: «Занимаюсь тем, в чём добился успеха»

В Обнинске никогда не было недостатка в хороших учёных, чьи разработки делают честь российской науке. Но говоря об этом, чаще всего имеют в виду представителей точных наук – физики, математики… Герой нашего материала тоже в молодости был физиком, но преуспел совсем в других исследованиях. Область его интересов — «наука о науках» — философия. И здесь ему трудно найти равного, причём как в России, так и за рубежом..

Наука наук?..

Доктору философских наук, профессору Виктору Андреевичу Канке 29 апреля исполнится 79 лет, из них в обнинском Институте атомной энергетики он работает уже 35 лет, с 1987 года 15 лет заведовал кафедрой философии и социальных наук, сейчас является профессором этой же кафедры.

Философию обыватели часто представляют себе, как некое сотрясение воздуха, или проще говоря – трёп. Но учёные понимают, что на самом деле ни одна наука не может обойтись без философии.

— Ошибка считать философию основной наукой. «Наука наук», так иногда её называют. В действительности её сердцевина, а именно, философия науки – это инструмент науки, такой же, как, например, математика. Правда, не все учёные это понимают, особенно «старая гвардия», — утверждает Канке, который всегда подкрепляет свои идеи авторским материалом соответствующих наук. И именно поэтому ему приходится обращаться к различным наукам, посвящая каждой из них отдельную книгу.

Виктор Андреевич написал 60 монографий. Из них приблизительно 30 – это университетские учебники, которые используются в разных вузах, например в Высшей школе экономики. Кроме того, он автор четырёх энциклопедий, в том числе и на английском языке. Четыре энциклопедии! Трудно себе представить, что такой гигантский объём работы под силу одному человеку.

Практически каждая книга обнинского философа становится бестселлером, то есть, прекрасно продается и переиздается по нескольку раз.

Эрудиция профессора Канке поражает каждого, кому посчастливилось общаться с ним, – он свободно владеет языками всех существующих наук.

— Жена на меня ворчит: «Зачем ты пошел в эту философию…». А я занимаюсь этим, потому что мне это нравится, и я добился в этом успеха, — улыбается Виктор Андреевич.

Канке и Кант

Книги Канке можно найти, например, в книжном магазине на Арбате, а вообще-то его книги продаются по всему миру.

В книжных магазинах и в различных алфавитных указателях рядом стоят книги Канке и Канта. И некоторые думают, что наш философ просто взял такой звучный псевдоним, чтобы быть «поближе» к классику…

У Виктора Андреевича – немецкие корни. Он родился в 1944 году в маленьком селе на Алтае, в котором жили невесть откуда взявшиеся бедные немецкие переселенцы. Его отец, Андрей Давидович Канке, был агрономом.

В философию Виктор Канке пришел из физики, которая была его первой специализацией. Он окончил физический факультет Московского государственного педагогического института им.Ленина (ныне – МПГУ).

— Я учился в составе престижной спецгруппы, там все были медалисты, нас готовили для электроники. Но я, как ни странно, хотел быть учителем физики. Все считали меня идиотом, а я распределился на Дальний Восток. Преподавал в Воздвиженской школе, это в семи километрах от Уссурийска. В школу пришёл с аккордеоном и огромной любовью к физике и успешно проработал там три года. Некоторые мои ученики стали выдающимися учёными, — вспоминает Виктор Андреевич.

А в философию он, по его словам, просто влюбился. Хотя путь Канке в эту науку был тернист. Беспартийный философ… В те времена это звучало почти как оксюморон.

И всё же Виктор Андреевич окончил философскую аспирантуру в МГПИ им. Ленина. А затем преподавал философию в вузах. С трудом добившись аспирантуры, Виктор Андреевич за четыре месяца сделал кандидатскую диссертацию. Это было неслыханно! И в докторантуру его долго не пускали, а потом отчислили в связи с… досрочным окончанием работы над докторской диссертацией.

Авторская философия оказалась востребована

В конце 1987 года Виктор Канке приехал в Обнинск. А потом наступили девяностые. Перестройка. Марксистско-ленинская философия стала неактуальна, и пошли разговоры о том, что надо бы создать свою, российскую, философию. В те времена писать вузовские учебники по философии разрешалось не меньше, чем членкорам и академикам. Профильное министерство провело закрытый конкурс учебников. Каким-то чудом на этот конкурс попал учебник Канке, который был отпечатан на машинке для студентов ИАТЭ, что называется — «для своих». И этот учебник был признан лучшим в России и издан массовым тиражом.

— Я в одночасье стал знаменитым. В чём был мой проект: я объединил сильную сторону английской аналитической философии, французского постструктурализма, немецкой герменевтики и, насколько это было возможно, русской философии. Я стал переводить философию на научные рельсы и в итоге разработал свою теорию — теорию концептуальной трансдукции. Её также называют «Теория 4Д», потому что она включает четыре дукции: дедукцию, аддукцию, абдукцию и индукцию, — поясняет Виктор Андреевич.

Авторская философия оказалась востребованной едва ли не во всех науках. Показательна такая статистика: не философы ссылаются на идеи Канке в три раза чаще, чем философы.

В чем ошибался Маркс

К Марксу, как к философу, Виктор Андреевич относится с уважением, и его «Капитал» считает серьёзной научной работой. Канке исследовал понятие общественного рабочего времени в экономической теории Карла Маркса, существенно прояснив её содержание. Но и ошибки у основоположника марксизма-ленинизма обнинский философ всё же находит:

— Маркс в своей работе использовал диалектику Гегеля. В Советском Союзе это приветствовали, а на самом деле – это его ошибка. Я выяснил, что метод Маркса «восхождения от абстрактного к конкретному» — неправильный. И я был, пожалуй, единственный, кто это понял…

В советские времена кандидату наук писать о МАРКСЕ – это была невиданная дерзость! Но позже, уже при Горбачёве, Виктор Андреевич, по общему мнению, вносил в марксизм некую «свежую струю».

Сегодня, по мнению профессора, русская философия ещё не развита — слишком мало прошло времени после того, как отказались от марксизма, основанного на немецких теориях, и повернули в другую сторону. Но развивать её, безусловно, нужно.

— Моя позиция состоит в том, что русская философия должна включать в себя достижения философии всех остальных народов. Мы должны пытаться выиграть соревнование у лучших! Об этом я написал в своей книге «Итоги 20 века», изданной в 2000 году. Но прекрасные философы в нашей стране есть, и философию у нас изучают аспиранты, а это не в каждой стране принято, — рассказывает Виктор Канке.

О любви с научной точки зрения

Часто приходится слышать, что всё в жизни меняется в худшую сторону. Ну, знаете, это знаменитое: «В молодости и трава была зеленее, и вода мокрей, и небо голубее!». А вот Виктор Канке отнюдь не считает, что нынешние студенты чем-то хуже или лучше советских — умнее или, наоборот, глупее:

— Я могу отметить только, что сейчас студенты лучше знают английский язык, возможно, за счёт распространения компьютеров. А в остальном кардинальных перемен я не вижу. Мне кажется, что контакт со студентами зависит от мастерства преподавателя.

А ещё Виктор Андреевич считает, что давно уже пора создать науку о любви. В её философском понимании:

— Наука – это самое главное и самое блестящее достижение человечества! И то, что пока не объяснены с научной точки зрения романтические отношения – это большое упущение! Отдельные учёные пытаются, но мало и плохо получается, а надо бы! Без теории любви наука скучна и мертва, а она должна быть интересной во всем, высокоинтеллектуальной и весёлой.

Что ж, если человек в 78 лет ещё думает о любви (пусть и с научной точки зрения), — это, несомненно, говорит о молодости души. Пусть сохранится она надолго! Новых вам идей, Виктор Андреевич!

В.Смазнова

***

«О нравственно-духовном воспитании вещают и на страницах газет, и с экранов телевизоров. Далеко не всегда его сторонники понимают, о чём они говорят. Строго говоря, термин «нравственно-духовное» является кентаврообразным. Нравственное относится к философии, а духовное — к теологии. Далеко не очевидно, что их объединение жизненно.

Наш знакомый философ-атеист утверждает, что он пишет книгу о духовном воспитании. На наш взгляд, он не замечает, что, критически относясь к религии, он, тем не менее, переносит из неё в философию религиозный контекст».

В.Канке, из статьи «О нравственно-духовном воспитании»