Депутат Шатухин о капитальном ремонте дорог: «Мы ставим заплатку на заплатку»
Зима — время появления ям на дорогах и постоянного их латания. Мера эта вынужденная, а эффективность у неё невысокая. Однако альтернатив у этого метода нет. Не будешь же, в самом деле, в перерывах между морозами и снегопадами капитально ремонтировать дороги, укладывая новый асфальт. Но, несмотря на все усилия ремонтников, проезжая часть в городе сейчас напоминает одну сплошную стиральную доску.
1200 автомобилей в час
Почему так случилось? Председатель дорожной комиссии горсобрания Анатолий Шатухин уверен, что сразу несколько причин. Обнинску 66 лет и большинство дорог строилось ещё полвека назад. За это время износился не только верхний слой, но и щебень в основании превратился в труху. Да и нормативы в советское время были другие. Для дворов это три автомобиля в месяц, в основном ездила спецтехника. Сегодня количество проезжающих машин превышает эти нормы даже не в десятки, а в сотни раз.
— Трафик на проспекте Маркса в районе ТРК «Триумф-Плаза» — 1200 автомобилей в час. У каждой машины четыре колеса, каждое из них, особенно с шипами в зимнее время, уносит один грамм асфальта. И это круглосуточно, ежемесячно, круглогодично. Толщина дорожного полотна 50 миллиметров, естественно оно истончается, — такую статистику привёл Шатухин.
Увеличивать толщину слоя, по словам депутата, бессмысленно. В Обнинске и так укладывается щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА), который обычно используют на скоростных шоссе, где транспортная нагрузка несопоставима с городскими дорогами.
Старый и новый бетон недолго «живут вместе»
В последние годы наш город активно участвует в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» (БКД). Однако денег с каждым годом Обнинску выделяется всё меньше и меньше. Ситуация понятна: казна одна, а дороги плохие у всех. Мы попали в первый список, теперь должны уступить место другим муниципалитетам.
В прошлом году по БКД за лето было сделано три участка дорог, в этом областная субсидия составила 50 миллионов, поэтому ремонтировать будут всего один участок – часть проспекта Ленина от Треугольной площади до пересечения с улицей Мира. По словам вице-мэра по коммунальному хозяйству Игоря Раудуве, Обнинск сумел серьёзно сэкономить на торгах, стоимость работ снизилась на 10 миллионов рублей. Поэтому вместе с проезжей частью обновят ещё и тротуар, обустроив там велодорожку.
Однако такие ремонты, хоть и значатся как капитальные, фактически такими не являются, ведь меняется лишь верхний слой покрытия.
— Ремонт по БКД – это своего рода Тришкин кафтан, то есть мы латаем не полностью одежду, а на заплатку ставим заплатку, — говорит председатель депутатской «дорожной» комиссии. – Дороги получаются красивые и в рамках гарантийного срока служат исправно, хотя издержки случаются.
И вовсе не мелкие. Депутат Шатухин уже давно ведёт свою статистику ремонтов по БКД и того, сколько они продержались. Как правило, проблемы связаны с геологией и почвенными водами.
— Там, где основание бетонное, не потрескавшееся, дороги служат надёжно, а там, где были ямы и трещины, даже несмотря на то, что ремонтники делают новое основание рядом с колодцами, это всё равно не сплошное бетонное покрытие, а составная часть. Старый бетон и новый бетон – их «совместная жизнь» заканчивается через определённый период времени, — с юмором объясняет Анатолий Шатухин.
Улица Московская и Коммунальный проезд — в просчёте
Больше месяца ведётся ямочный ремонт на улице Московской. Дорогу, конечно, там подлатали, но что дальше?
— И ничего хорошего там не будет, потому что это ямочный ремонт, — резюмирует глава обнинской администрации Татьяна Леонова. – Специалисты МП «КХ» сейчас считают, во сколько обойдётся полноценный ремонт улицы Московской. Конечно, там по-хорошему надо делать капремонт, но хотелось всё же хотя бы поменять полностью полотно.
В зависимости от цены вопроса варьируются и сроки. Игорь Раудуве не исключает, что на следующее лето в рамках БКД Обнинск заявит именно улицу Московскую.
Много и других проблемных участков. О безобразном состоянии Коммунального проезда мы писали неоднократно. Конечно, эту дорогу не сравнишь с въездом в город, но нужность её высока. Стоимость её реконструкции тоже сейчас просчитывают.
— Сумму пока не готов назвать, потому что она постоянно меняется, — объясняет Раудуве. – Мы обнаружили там старую ливнёвку, её просто засыпали. Но если её расчистить, она будет действующей, а это уже большое подспорье в снижении стоимости работ.
Что будет, если фуры перестанут подъезжать к магазинам?
В идеале, по словам Шатухина, Обнинску надо порядка 250 миллионов рублей, чтобы на пять-восемь лет забыть о ремонте дорог. Понятно, что денег таких нет. Но параллельно с восстановлением проезжей части надо заниматься и её сохранением. И первый пункт здесь – снижение нагрузки на магистрали. История с песковозами уже давно стала притчей во языцех. Но в горсобрании считают, что не стоит останавливаться только на строителях и тех, кто транспортирует строительное сырьё. Обратить внимание надо на магазины, число которых в наукограде велико. Ведь если бы гружёные фуры оставляли товар на базе за городом, а к торговым точкам подъезжали небольшие газели, нагрузка на дороги снизилась бы в разы, и соответственно ремонтировать их пришлось бы реже. Так что над этим вопросом муниципальным властям стоит основательно подумать.
Е.Никитина