Тяжёлая осень 2023-го…

Нынешний год будет очень непростым для системы обнинского муниципального транспорта. Собственно, почему «будет»? Он уже непростой. И это могут подтвердить все жители Обнинска, которые пользуются автобусами.

С умилением вспоминаем мы теперь десятки маршруток, которые буквально толпились на остановках, спеша быстрее доставить горожан туда, куда им надо.

С тех пор, как большинство маршрутов перешли в руки Обнинского пассажирского автотранспортного предприятия (ОПАТП), горожане сразу почувствовали на себе все проблемы этой сферы. И не помогают тут ни новые автобусы, которыми так гордятся власти, ни специалисты Высшей школы экономики, взявшиеся разработать для города новые направления движения…

Штрафуем себя сами

На сегодняшний день у нас в Обнинске действуют 20 регулярных муниципальных маршрутов, 16 из которых обслуживает ОПАТП. Частные перевозчики продолжают обслуживать муниципальные маршруты №№ 4, 9, 12 и 13.

Транспорт теперь приходится ждать на остановках подолгу. Как следствие, приходят автобусы набитые пассажирами. Не спасает даже то, что они гораздо больше, чем старые маршрутки. Но если автобуса не было минут 10-15, то о комфортной поездке можно уже не мечтать.

То, что нарушения графика имеются, признают даже в горадминистрации.

— К сожалению, муниципальные пассажироперевозчики допускают нарушения расписания, и есть жалобы жителей. Поэтому управление проводит регулярные проверки соблюдения требований муниципальных контрактов, как в отношении частных перевозчиков, так и муниципальных. На прошлой неделе у нас проводились проверки и установлено, что МП ОПАТП действительно допускает срывы рейсов и несоблюдение расписания, — подчеркнула на очередной планерке начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина.

Она также сообщила, что проверки проводятся без участия и без уведомления перевозчиков и непосредственно с выходом на маршрут, поэтому нарушителей ловят без труда.

По материалам проверок: по двум маршрутам — №3 АБЗ и №3 КГ из 12 рейсов было не выполнено четыре. По маршрутам №15 и №14 из восьми и семи рейсов (соответственно) было не выполнено по одному рейсу. По маршрутам №№18 и 19 из семи рейсов был не выполнен один.

По словам Анны Ереминой, за каждый установленный факт нарушения расписания, МП ОПАТП получает штрафные санкции. С одной стороны — это правильно. Надо же иметь какие-то рычаги воздействия на нерадивых перевозчиков. Но с другой стороны – предприятие-то муниципальное. То есть, власти штрафуют сами себя?!

А когда из-за большого количества штрафов МП ОПАТП уйдёт в убыток, то ему снова будут помогать материально из городского бюджета? И где смысл?

Соломки не подстелили

Наверное, логичнее было бы разобраться, почему складывается такая ситуация и, исходя из причины, принимать меры.

У директора МП ОПАТП Леонида Тюленева есть ответ на этот вопрос. И он очень прост — не хватает водителей.

— На первое января 2022 года в штате было 50 водителей. За прошлый год и первый квартал этого года мы приняли на работу 126 человек. Из них 46 уволились. Это те люди, которые проходят стажировку, потом отрабатывают месяц-два и, не справляясь с работой, увольняются сами. Только за этот год мы взяли на работу 33 человека, которые сейчас уже в штате и начали трудиться. То есть, около десяти новых сотрудников приходит на работу за месяц. Но мы не успеваем — на сегодня нам не хватает порядка 20 процентов водителей, и срывы, которые у нас происходят, в первую очередь, вызваны этим, — разъяснил Тюленев.

При этом по его словам, объём работы постоянно увеличивается — за прошлый год и первый квартал этого года он вырос более чем в 2,5 раза. Если раньше водители ОПАТП делали 287 рейсов в день, то на сегодня это 762 рейса ежедневно. Если машин раньше выходило на маршруты 25, то сейчас — порядка 70.

— Также мы начали работать ночью, чего раньше не было. У нас первый автобус выходит в 2.30, а последний заезжает в 2:09, — сообщил Леонид Тюленев.

Так что же получается. Затевая «транспортную реформу», обнинские власти не понимали, что делают? Не просчитали все экономические и прочие факторы? Просто очень захотелось получить новые автобусы и отрапортовать, как у нас всё здорово?

— Мы с вами понимали, что такой серьёзный переход, конечно, не зависит только от вас. Вы не можете набрать штат, каждые два месяца появляется новый маршрут. Или ещё что-то. Мы понимаем, что здесь есть трудности. Но я хочу сказать, что мы вас контролируем, смотрим, как вы работаете, стараемся не только пожурить, но и помочь. Приглашаем к вам водителей. Мы понимаем, что система стажировки и система перехода на газомотор тоже требуют времени, — с такими словами обратилась к Леониду Тюленеву глава администрации города Татьяна Леонова.

Получается, власти понимали. Но складывается впечатление, что «соломки подстелить» забыли. Или не захотели… Или не смогли…

Транспортный коллапс грядёт

Но переход маршрутов к Обнинскому пассажирскому автотранспортному предприятию это ещё не вся реформа. Настоящая жуть для жителей наукограда начнется осенью, когда городские автобусы изменят привычные для горожан маршруты. Причём, все и сразу!

Новые маршруты для нашего города разрабатывали люди, не имеющие к нему никакого отношения – сотрудники Высшей школы экономики. Они погостили в наукограде совсем недолго, но решили, что всё поняли про нашу жизнь, и теперь могут придумать для нас наиболее удобные маршруты.

Вот только, для кого они удобны? Для ПАТП? Для горадминистрации? Для самих разработчиков? Но точно не для жителей!

Правда, нам с вами разрешили поучаствовать в этой работе. Готовые маршруты были опубликованы и какое-то время в администрации города принимали предложения от горожан по улучшению работы муниципального транспорта.

— Мы получили более ста предложений по корректировке той маршрутной сети, которая была представлена. Получили обратную связь — Высшая школа экономики внесла изменения, которые мы отдали сейчас в ГИБДД и в МПКХ, чтобы они посмотрели. И после их одобрения мы представим эту новую сеть для жителей, — прокомментировала Татьяна Леонова.

Что ж, у властей обратная связь есть. А вот нам так и не удалось добиться обратной связи, чтобы узнать – какие же предложения внесли жители, и какие из них будут приняты. Что-то нам подсказывает, что, скорее всего, – никакие… Остается лишь верить на слово главе администрации, что:

— Мы включили и наши новые районы, и оптимизировали сеть, чтобы пустые автобусы там не ходили по кругу друг за другом. То есть, с одной стороны мы разгрузили город, чтобы автобусы шли чётко по расписанию, не дублируя друг друга, но предоставляя все услуги жителям. С другой стороны, нам нужно чётко определиться, сколько нам в данной ситуации надо водителей, и мы продолжаем их набирать и обучать

По словам Леонида Тюленева, набрать надо ещё порядка 250 водителей, тогда как пока показатель ПАТП – около десяти в месяц. Вот и считайте, сколько надо времени для того, чтобы полностью закрыть все маршруты. А до осени осталось менее полугода. Тяжёлая в этом году будет осень в Обнинске. При любой погоде…

М.Воронцова