Как научить говорить неговорящих детей?
Что делать, если ваш ребёнок долго не начинает говорить? Нужно ли ждать до пяти лет, что он разговорится? Верить ли врачам, когда они утверждают, что всё нормально?А вы-то чувствуете: нет, не нормально. Ведь его сверстники уже общаются, вместе играют, учат стихи, участвуют в детских утренниках, а ваш малыш в детском обществе – изгой. При любых подозрениях на нарушение речи необходимо обращаться к логопеду: и не в пять лет, а начиная с года. Причём, ехать никуда не надо. Такой специалист живёт и работает в Обнинске.
Регина Бойкачева – автор новой логопедической технологии
Учитель-логопед детского сада №41 «Альтаир» и Обнинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Доверие» Регина Бойкачева– автор собственной оригинальной методики по растормаживанию речи у неговорящих детей. Новую логопедическую технологию она представила и апробировала в Калужском государственном университете в 2020 году. Технология основана на сенсомоторных приёмах. Чтобы научить ребенка произносить тот или иной звук, одновременно «включаются» слух, зрение, ассоциация с предметом и моторика. Таким образом, звук становится «материальным».
— Ребёнок смотрит на картинки, которые обозначают тот или иной звук, затем этот звук, подкреплённый своим особым жестом, произносится педагогом. Потом звуки постепенно складываются в слоги и в слова. Как правило, обучаясь по этой методике, дети начинают раньше читать, чем говорить. Игровой формат позволяет охватить большее количество детей. Применять эту методику можно не только при нарушениях речи, но и при постановке звуков у маленьких детей, которые только начинают говорить, — объясняет логопед-новатор.
И образование, и социальная реабилитация
Свою методику Регина Бойкачева отработала в детсаду «Альтаир», а также в центре «Доверие» с детьми с тяжелыми нарушениями речи — слепыми, глухими, с ДЦП и синдромом Дауна. Всем им необходимо получать образование, а значит, учиться говорить. Директор Обнинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие» Светлана Дробышева рассказала, что начала сотрудничество с Региной Вячеславовной 26 лет назад, когда ещё Центр «Доверие» не был создан:
— Мы в 1995 году начинали заниматься реабилитацией детей с тяжёлыми функциональными нарушениями на базе школы-сада «Ласточка». Нам там по выходным предоставляли помещение. Я набирала специалистов. Вот тогда Регина и пришла устраиваться на работу. Была она совсем молоденькая. Я проводила с ней собеседование и объясняла, что придётся много учиться – ведь никто не знает, как работать с «особыми» детьми. И она не испугалась. Поэтому все эти годы мы работаем вместе, — пояснила Светлана Дробышева.
Регина Бойкачева стала одной из первых, кто стал развивать инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Благодаря ей детский сад «Альтаир» заключил соглашение о сотрудничестве с Центром «Доверие». Педагоги центра обучают воспитателей детского сада работе с особенными детьми, которых в «Альтаире» немало. Их принимают в детсад, и они социализируются в обычных группах. На пользу такое сотрудничество и детям – для ребят из «Доверия» и «Альтаира» устраивают совместные чаепития. Так у детей формируется толерантное отношение к сверстникам с особенностями развития. А для воспитанников «Доверия» — это дополнительная социализация.
Обучаюсь сама и обучаю других
Сейчас Регина Бойкачева читает лекции для студентов КГУ и принимает экзамены на отделении логопедии и дефектологии. Она также консультирует и обучает своих коллег – Регина Вячеславовна входит в экспертную группу по аттестации логопедов Калужской области.
— Я и сама постоянно учусь. В частности, езжу в московский Центр патологии речи, общаюсь с нашими титанами нейрореабилитации, корифеями науки. Профессор кафедры логопедии этого центра Елена Архипова говорит, что детей логопеду надо показывать в самом раннем возрасте. В год, может быть, рановато. Мало специалистов, которые могут работать с детьми этого возраста. Но я с такими детьми работаю. Чем раньше мы оказываем помощь детям, тем раньше выявляем и избавляемся от разных речевых проблем, которые могут встретиться у ребёнка. Сейчас часто дети имеют множественные паталогии, и важно вовремя перекрыть расползание дефекта на раннем уровне, не давать ему дальше расползаться. Если это не сделать, у ребёнка возникнут вторичные нарушения. Основной вид деятельности ребёнка до шести лет – это сюжетно-ролевая игра, в игре он развивается. А как он может играть и полноценно развиваться, если у него нет возможности говорить. Поэтому логопед очень нужен. Не надо к нему ходить постоянно, нужно прийти хотя бы один раз, проконсультироваться и получить рекомендации для того, чтобы родители выбрали правильный путь, правильный маршрут реабилитации своего ребёнка.
— утверждает специалист.
Общественное признание и благодарность родителей
В этом году Регина Вячеславовна за свою авторскую разработку по растормаживанию речи у неговорящих детей получила премию «Человек года-2020. Она с волнением и благодарностью приняла этот знак общественного признания. Но, по её словам, для неё самое главное – это дети, которым он смогла помочь.
— Одна мама написала такой отзыв у себя на странице в соцсетях: «Мой ребёнок, который в три года не мог сказать ни слова, уже через год начал читать и говорить. Для этого пришлось немало потрудиться. Но, самое главное, он смог вовремя пойти в нормальную школу, а сейчас уже вырос и получает профессию. У него много друзей, он играет в театре. Никаких признаков его речевого отставания не осталось. И всё это благодаря вашей своевременной квалифицированной помощи!» Такие отзывы дороже любых наград!
Светлана Дробышева утверждает, что у Регины Бойкачевой, кроме большого опыта, редкая интуиция. К каждому ребёнку у неё идивидуальный подход. Сейчас в центре «Доверие» работают несколько специалистов, которых она обучила. Работают они и в других учреждениях Калужской области. Авторская методика Регины Бойкачевой приносит свои плоды. 90% выпускников детского сада № 41 выпускаются с нормальной речью.
Елена Ершова