КАВКАЗ – В КАЛУГЕ

25 августа 1859 года был взят в плен третий имам Дагестана и Чечни Шамиль. Казалось бы, какое отношение это имеет к калужской земле? Самое прямое…

Шамиль много болел в детстве. Его родители уже не надеялись, что их мальчик выживет, но решили всё же по старинному горскому обычаю поменять ему имя. Так мальчик Али стал Шамилем, что означает «Услышанный богом».

То ли, действительно, бог услышал молитвы родителей, то ли всё же помогло то, что мальчик закаливал тело и дух, как спартанец, но он начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. Но при этом Шамиль в молодости был угрюм, отличался непреклонным, гордым и властолюбивым нравом.

С 12 лет Шамиль глубоко изучает Ислам, и рядом с ним всегда его родственник и друг, Гази-Мухаммад, обладающий природным красноречием, чьи проповеди, в конце концов, оторвали Шамиля от книг.

Гази-Мухаммад становится имамом Дагестана и объявляет «священную войну» Российской империи. Шамиль учится у него всему и разделяет все его взгляды. Оба друга в 1832-м участвовали в битве за Гимры — ключевом сражении кавказской войны.

Русские взяли крепость, хотя и не с первого раза. В ходе боя Гази-Мухаммад был убит. Шамилю же, одному из немногих, удалось вырваться из окруженной башни, спрыгнув оттуда в пропасть.

После он стал третьим имамом Чечни и Дагестана, и 25 лет объединял горцев в борьбе против российских войск. Вся жизнь Шамиля – война. Он воевал с одними горцами против других, он воевал с русскими. Говорят, у Шамиля был военный талант и большие организаторские способности, выдержка, настойчивость, уменье выбирать время для удара. С 1840-х ему подчиняется почти весь Дагестан и Чечня.

Однако в 1850-х движение Шамиля пошло на спад: бесконечная бойня измотала народ, мальчишки погибали совсем молодыми. А тут ещё русские сменили тактику на Кавказе: больше нет карательных операций, налаживают мирную жизнь, дают деньги, подкупают местную власть, строят мосты… И стал терять Шамиль союзников, не хотели больше отправлять сыновей к нему в отряды. Власть начала ускользать из его рук.

Шамиля пленил бывший однокашник Лермонтова по юнкерской школе князь Барятинский. И было это в дагестанском высокогорном поселке Гуниб.

Историки до сих пор спорят – сдался Шамиль в плен сам или же был пленён «превосходящими силами противника». Даже по современным кавказским меркам первое – позор для мужчины, второе – допустимо.

Как бы там ни было, но пленение имама положило конец организованному сопротивлению на Кавказе и помогло скорейшему завершению войны, хотя отдельные восстания горцев происходили и потом.

А «плен» свой Шамиль отбывал в Калуге. В первый же день калужане устроили ему пышный приём около гостиницы. Народ не расходился до поздней ночи, желая видеть именитого горца, а когда имам выглядывал в окно, выкрикивали громкое «Ура!»

В Калуге для Шамиля, его семьи и свиты (пять жён,  10 детей, всего со слугами — 22 человека) был снят трехэтажный дом. Аренда оплачивалась из российской казны – 900 рублей в год. Кроме того, на лето для него снимали дачу под городом.

Император Александр II назначил бывшему имаму пенсию в 10 тысяч рублей серебром в год (затем увеличил до 15 тысяч). За семейством по месту жительства установлен «постоянный и бдительный надзор, но так, «чтобы оный не был для него стеснительным».

Шамиль активно изучал русское общество, гулял по городу, посещал театр, гимназии, больницы. К нему на приём приходили и гражданские, и военные лица, в том числе и те, кто воевал с ним на Кавказе. Таких людей было много, и пришлось организовать запись.

Приходили к имаму и бывшие у него в плену солдаты. Пристав, контролировавший  Шамиля в Калуге, Аполлон Руновский в своих записках вспоминает, что один из них, увидев Шамиля, бросился к нему, схватил его руку и поцеловал.

— Скажи, пожалуйста, зачем ты поцеловал у Шамиля руку? В горах, может быть, вас принуждали к тому, ну а здесь для чего ты это сделал?

— Не, ваше благородие, — отвечал бывший пленник, — нас не принуждали целовать руку, я это сделал так, по душе.

— Как это, по душе?

— Да, так, ваше благородие, что человек-то он стОящий: только там пленным и бывало хорошо, где Шамиль жил, али где проезжал он. Забижать нас не приказывал нашим хозяевам, а чуть бывало, дойдет до него жалоба, сейчас отнимет пленного и возьмет к себе, да ещё как ни на есть и накажет обидчика. И дарма, что во Христа не верует, одначе стОящий человек!

Будучи пленником, Шамиль трижды встречался с Александром II, был представлен императрице Марии Александровне и был гостем на свадьбе цесаревича Александра. А чуть позже был возведён в потомственное дворянство.

В Калуге имам прожил девять лет. В 1868 году император, обеспокоенный тем, что калужский климат плох для здоровья немолодого уже Шамиля, заменил ему калужскую ссылку на Киев и разрешил отправиться в Мекку для паломничества. В святых краях Шамиль и скончался. Ему было тогда 73 года.

Пожив в России Шамиль, видимо, многое понял. Он принял российское подданство вместе со старшими сыновьями и завещал народам России и Кавказа жить в мире и дружбе. Он писал в письме царю: «Ты, Великий Государь, победил меня.., подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил моё сердце благодеяниями. Мой священный долг — внушать детям их обязанности перед Россией и ея законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству».

Когда имама спросили, не хочет ли он вернуться на родину, тот ответил: «Зачем? Теперь Кавказ – в Калуге».

В.Смазнова