На помощь приходит наука
Наука преображает буквально все сферы нашей жизни. И если ещё недавно (по историческим меркам) научным прорывом казалось то, что дорожным движением управляют не живые регулировщики, а светофоры, то теперь на смену им приходят умные светофоры и интеллектуальные дороги.
По фактической погоде
В большинстве крупных городов дороги невероятно перегружены, и на многих из них средняя скорость движения в часы пик снижается до 40-50 километров в час. Потери от задержек в пути составляют бесконечное количество часов и литров бензина.
Казалось бы, самое простое решение проблемы — прокладывать всё новые и новые дороги. Но это дорого, а порой и просто нереально.
И тут на помощь приходит наука, которая предлагает проект интерактивных дорог. Это такие дороги, где ограничения в движении определяются, исходя из окружающих условий.
Например, если пошёл дождь, то компьютерный «мозг», оценив состояние дорожного полотна, решает, что на данном участке пути разрешена скорость, например, 80 км/час, а вот дальше, где уклон – будет ещё меньше.
Когда дождь закончится, разрешённая скорость станет выше, и водитель тут же узнает об этом «от своего автомобиля» или через информационные табло.
А ещё трасса сможет заранее предупреждать водителей о нештатных ситуациях, о снегопаде, о пробках и авариях или о том, что приближается машина «скорой помощи» и необходимо перестроиться на другую полосу.
Интерактивные дороги уже начинают обустраивать в Голландии. К ней собираются примкнуть Испания и Норвегия.
В Российской Федерации таких дорог нет, хотя ещё в 2013 году ОАО «Роснано» заявило о строительстве в Татарстане пробных участков дороги по голландскому образцу Smart Highway. Но планы у нас, как известно, нередко расходятся с реальностью.
Самой «умной» трассой в России является Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московском регионе. Сейчас это самая насыщенная технологиями автомагистраль в стране.
Обнинск — город умных светофоров
Но небольшая часть этого проекта претворяется в жизнь в Обнинске. У нас уже сейчас идёт наладка интеллектуальной транспортной системы в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» и за счёт федерального бюджета.
Речь — о системе «интеллектуальных» светофоров.
— Одиннадцать светофорных объектов у нас попали под модернизацию. Там были заменены контроллеры, дополнительно установлена система контроля этих светофорных объектов и видеонаблюдение для того, чтобы обеспечивать их работоспособность, — сообщил начальник отдела Госавтоинспекции ОМВД России по г.Обнинску Константин Бочинин.
«Интеллектуальность» этих самых светофоров заключается в том, что длительность появления красного или зелёного света, или, к примеру, стрелки на поворот, можно будет регулировать дистанционно, в зависимости от загруженности той или иной полосы автодороги.
— Ситуация на дорогах всё время меняется. И когда мы настраивали контроллер на тот или иной интервал – это было оправдано. Но время прошло, дорога стала более загруженной, и долгий «красный» вызывает пробки. Так, например, было с улицей Курчатова, когда для ремонта хозфекального коллектора перекрыли улицу Красных Зорь. Бывает и на других улицах, что в часы пик нужен один интервал времени, а в другое время требуется иной, — поясняет Бочинин.
Проект интеллектуальной транспортной системы предусматривает несколько этапов. Первый этап уже пройден — это замена обычных светофоров на «умные». Сейчас идёт следующий этап — их наладка, настройка работы на интенсивность движения на каждом участке.
— В конечном счете, получится, что один человек, сидя в своём кабинете, сможет мониторить и регулировать движение в городе, визуально определяя, какое именно направление движения транспортных средств необходимо разгрузить. А определять оптимальный интервал времени на фазу зелёной или красной волны будет компьютер. И эта цифра может несколько раз поменяться, даже в течение одного часа, — считает Константин Бочинин.
В частности, под модернизацию попал светофор на перекрёстке улиц Королёва-Ляшенко-Аксенова, славящийся своими длинными фазами красного и зеленого. Водители его не любят, часто ругают, но будем справедливы – с тех пор, как его установили, ДТП на этом сложном перекрёстке прекратились.
А ведь ранее участок был самым аварийным в городе: 8-12 ДТП ежегодно, одно-два из них приводили к гибели людей. Наверное, лучше постоять пару минут на светофоре, но сохранить жизнь и здоровье!
Впрочем, скоро стоять так долго там придётся только в том случае, если это действительно необходимо. А если программа себя зарекомендует с положительной стороны, то эта работа будет продолжена, и умных светофоров в Обнинске станет ещё больше.
М.Воронцова
***
Учёные изобрели самовосстанавливающийся асфальт
Международная группа исследователей исполнила мечту многих автомобилистов, разработав дорожное покрытие, которое может само предотвращать возникновение выбоин.
Всем известно, что ямы на дороге появляются так: из-за постоянного воздействия транспорта образуются трещинки. Через них просачивается вода. Замерзая и оттаивая, она расширяет трещины, и асфальт начинает крошиться.
Исследователи добавили в битум крошечные споры растений, пропитанные маслами. Это сделало битум самовосстанавливающимся: когда покрытие немного сжимается из-за проезжающего транспорта, оно сдавливает споры, и те выделяют масло в окружающие трещины. Масло размягчает битум, и он растекается, заполняя «морщины» асфальта.
Говорят, через несколько лет «умный» материал начнут тестировать на британских дорогах. А вот когда он доберется до российских просторов – не берётся предсказать даже Глоба.