От мастера. На память

Культура

Сейчас в Музее истории города Обнинска проходит выставка «Адам Ненштиль (1926 — 2019). Вспоминая мастера». Семья Адама Адамовича предоставила музею для экспозиции 35 работ разных периодов творчества художника.

Всеобщее уважение А.А. Ненштиль заслужил десятилетиями преданного служения искусству, тонкому чувству природы, которое он передавал в своих произведениях.

Без личности Адама Адамовича Ненштиля трудно представить себе художественную жизнь Обнинска. Без его лирических акварелей, бесконечных видов реки Протвы, берёзок и елей, старинных церквей, букетов сирени и пионов, веток рябины… Водитель по основной профессии, он всерьёз занялся изобразительным искусством в 1963 году, начав заниматься в изостудии Норильска. В этом городе состоялось четыре его персональные выставки. В 1979 году семья переехала в Обнинск, с 1981-го Ненштиль стал принимать участие в коллективных городских выставках, а через год прошла уже его персональная выставка в музее.

Творчество этого самобытного художника быстро нашло почитателей среди горожан. С большим успехом прошла экспозиция произведений, посвящённая 90-летию со дня его рождения в 2016 году. А всего в разные годы в городском музее было шесть выставок картин Адама Адамовича.

…Он прожил трудную жизнь. Родился в семье немцев Поволжья, до 11 лет говорил только по-немецки. Когда началась Великая Отечественная война, 15-летний мальчик вместе с семьёй был сослан в Красноярский край, потом попал в трудовой лагерь в Бугуруслане. Каторжный труд, ужасные бытовые условия, угроза трибунала за малейшую провинность. Удивительно, как молодой человек выдержал все испытания и не утратил интереса к жизни…

В 1953 году он получил водительские права и попросил перевода на целину. Работал шофёром в целинном совхозе, там тоже было трудно, но интересно — много молодёжи, новая техника. На целине заметили  художественные способности Адама Адамовича и стали привлекать к оформлению наглядной агитации. А в 1956 году 30-летний Ненштиль получил свой первый паспорт и решил перебраться в Норильск, где обосновался после лагеря его брат. Там он тоже устроился работать шофёром.

Вскоре в Норильске открылась изостудия под руководством профессионального художника Н.П. Лоя. Адам Адамович одним из первых пожелал в ней заниматься. Лой сразу отметил в студийце живописный талант и желание постичь тонкости ремесла. После четырёх лет обучения Ненштиль возглавил изостудию. Художник-водитель много колесил по окрестностям Норильска, по разным объектам и рисовал. «Мои университеты – коллеги, рисунки из машины», — говорил художник. Всю жизнь Адам Адамович любил акварель. Водяные краски компактны, удобны в дороге, быстры в исполнении – «походная техника», как он сам её называл.

Основное место в творчестве художника в первые годы занимала именно тематика Крайнего Севера, его очаровала суровая красота тундры, живущие там люди. Семья Ненштиля каждое лето отправлялась на своём «Москвиче» в путешествия по стране – степи Казахстана, Средняя Азия, горы Ала-Тау, Памир, Украина, Прибалтика… А в 1970 году объехали всё «Золотое кольцо» России. Адаму Адамовичу было тогда уже за сорок, и только в этом возрасте он получил возможность путешествовать, испытал упоительное чувство свободы, восторг от пейзажей нашей необъятной страны, от знакомства с её историей, с памятниками древнего зодчества.

В 1979 году семья решила перебраться «на материк», в Обнинск. Знакомясь с окрестностями города зимой, Ненштиль обратил внимание на кустики сухой травы, выступающие из-под снега – и сердце защемило: как в тундре! Всё-таки, 23 года прожито в тех местах, это не забывается. Постепенно освоился, появились друзья, стал участвовать в выставках. Ездил на этюды. На его пейзажах мы видим и Белкино, и Тимашово, и Спас-Загорье. На его пейзажах мы видим Белкино и Тимашово, Спас-Загорье и Боровск. Впервые представлена панорама Боровска 1980-х годов.

 На пленэр художник отправлялся в любую погоду. Иногда машина застревала в поле.  Адам Адамович вспоминал, кто приходил поговорить с ним во время работы, что за бабушка изображена сидящей на лавочке у дома в Тимашове, как смотрится церковь Рождества Богородицы со стороны дороги на Сороковеть… О стогах говорит с почтением: у них можно было переночевать в дороге, укрыться, согреться. Роскошные, цветущие поля русского лета – также излюбленный мотив творчества Ненштиля. Васильки и ромашки, цикорий, пижма, кипрей… Он много писал натюрмортов. 

Художнику всё интересно, он вживается в окружающее, и это придаёт его произведениям задушевность.

Хочется, чтобы Адама Адамовича не только помнили его друзья и современники, но знали творчество этого замечательного художника и новые поколения обнинцев.

Выставка «Адам Ненштиль (1926 — 2019). Вспоминая мастера» работает в музее до 27 февраля.

Л.Сорокина

заведующая выставочным отделом Музея истории города Обнинска

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *