«С лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом…»

Работы советских фотокорреспондентов, отправлявших снимки в свои редакции с фронтов Великой Отечественной, собрали в проекте «Образы войны».

В его основе — уникальные фотографии, вошедшие в золотой фонд мировой журналистики. Проект приурочен к 75-летию Победы. Его организовало Российское военно-историческое общество совместно с Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД); РОСФОТО; Мультимедиа Арт Музеем; Российским фондом культуры и Музеем Победы.

Это первое в современной России широкое и структурное собрание работ прославленных военных фотокорреспондентов: Евгения Халдея, Бориса Кудоярова, Эммануила Евзeрихина, Ивана Шагина и других.

С одним из этих замечательных журналистов – Евгением Ананьевичем Халдеем мне довелось общаться в самом начале 1980 годов. Я, тогда юный сотрудник «Тамбовской правды», будучи проездом в Москве забежал в центральную газету «Советская культура», принёс несколько своих снимков, с робкой надеждой на публикацию. Позвонил с вахты. Навстречу вышел пожилой человек, представился, сказал: «Здравствуйте, коллега!»… Это и был фотокорреспондент Евгений Халдей, Он внимательно посмотрел мои работы, объяснил ошибки, что-то отобрал для публикации. Сказал просто: «Это пойдёт».

Мы говорили с ним почти час — об основах и новых путях фотографии, о значении иллюстрации в прессе, о том, что должно быть на первом месте в работе газетного репортёра. А вот о войне не говорили совсем.

Я запомнил его, как человека широко образованного, удивительно  обаятельного и удивительно скромного. Кстати, в ближайшие месяцы фотографии, которые отобрал Евгений Ананьевич, действительно, были опубликованы в «Советской культуре».

Вот что пишет о нём Любовь Бросалина на сайте rosphoto.com

«Фотографы войны… у них особое место среди коллег. И дело не только в том, что они, в отличие от остальных, по-настоящему рискуют жизнью. Просто военный фотограф видит изнанку жизни и смерти, видит подлинных людей. А ещё он может оказаться свидетелем Истории. Особенно если речь о самой тяжелой войне, которую фотограф прошел от первого до последнего дня.

Евгений Ананьевич Халдей родился в поселке Юзовка, сейчас это город Донецк. С 13 лет он работал на заводе и в том же возрасте сделал свой первый снимок самодельным фотоаппаратом. К слову, снял он местную церковь, которая вскоре была разрушена. Возможно, тогда юный Евгений и ощутил огромное значение фотографии для истории.

Он в рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат, «Фотокор-1», и вскоре уже сотрудничал с заводской многотиражкой. Делал он и снимки для стенгазет. В течение нескольких лет Евгений одновременно набирал опыт и добивался известности, публикуясь в различных изданиях и участвуя в творческих конкурсах. В итоге в 1936 году молодой фотограф перебрался в Москву. Он много ездил по стране в командировки, снимал передовиков производства, а также стройки пятилетки. Но тут началась война…

Евгений Халдей стал фронтовым фотокорреспондентом уже 22 июня 1941 года и все 1418 дней войны провел на разных фронтах, не расставаясь с верной «Лейкой». Не в последнюю очередь по его фотографиям страна судила о войне, а некоторые из них были предъявлены в качестве доказательственных материалов в Нюрнбергский трибунал.

И именно он сделал одну из самых символичных фотографий той войны — водружение знамени над поверженным Рейхстагом. Фотография тиражировалась миллионами экземпляров, но лишь сравнительно недавно Евгений Халдей рассказал подлинную историю этого снимка.

Как оказалось, фотография все-таки была полностью постановочной. Более того, хотя главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока!) и в самом деле водрузили первого мая Егоров, Кантария и Берест, но на снимке вовсе не они! Да и знамя в руках солдат не имеет отношения к 150-й стрелковой дивизии — оно было сделано из скатерти и привезено самим Евгений Халдеем.

Второго мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Трое из них помогли ему водрузить знамя так высоко, как было возможно с учетом того, что здание горело. Именно эти солдаты и оказались на снимке — Алексей Ковалев (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия). Сама же фотография зажила собственной жизнью — в прессе она фигурировала как репортажная, а не постановочная, да и её героям были даны другие имена.

…После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом, участвовал во многих  выставках. Он был прекрасным фоторепортером, хотя страна и мир знали его, прежде всего, как автора «той самой фотографии знамени над Рейхстагом».

В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена едва ли не самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Ещё через два года Евгения Ананьевича не стало».

Сейчас в электронной базе проекта «Образы войны» размещено более двух тысяч фотографий. Для посетителей портала предусмотрена уникальная техническая возможность самостоятельно загружать фотографии героев своей семьи из личных архивов, сообщают в Российском военно-историческом обществе. Посмотреть эти снимки и, может быть добавить свои, вы можете на сайте Образывойны.рф

В.Хлыстов

На снимках: Е.Халдей в фотолаборатории газеты «Советская культура»;  Е.Халдей на параде Победы на Красной площади в Москве.

Добавить комментарий