Тянтов. Человек широкого взгляда

Валерия Тянтова видно, как говорится, за версту – чёрное пальто, белый шарф. Денди. Он далеко не молод («первые три месяца своей жизни я прожил при диктаторе Сталине»), но старается выглядеть хорошо, памятуя, что «встречают по одежке».

Он фотограф. Смотреть, как работает Валерий Тянтов, — сплошное удовольствие. Нажатие на кнопку затвора у него сродни удару в боксе или броску в борьбе. Он долго всматривается в объект, обдумывая композицию, будто примеряется. Готовится-готовится, бац!  – и кадр сделан. Всё мастерски.

В поисках себя

«С третьего класса мои любимые книги – «12 стульев» и «Золотой теленок», — признается Валерий. – Мне Бендер всю жизнь нравится. И я, наверное, такой же авантюрист, как и он».

Пока Валерий не обосновался в Обнинске, его хорошо помотало по стране. Родился на Сахалине, в школу пошёл на Западной Украине, а заканчивал ее в Актюбинске, в Казахстане. Отлично играл на баяне и поступил в Оренбургское музыкальное училище. Дальше хотел в консерваторию, но туда стали брать только с красным дипломом, а остальных – распределять на работу по деревням. А Валере в деревню ой как не хотелось. И вывернулся из-под распределения, найдя себе место преподавателя музучилища в Казахстане.

Одновременно заочно учился в пединституте на литфаке – для расширения кругозора — и самостоятельно учил английский. «Практически свободно владею», — гордится он.

И с самого детства занимался фотографией. Как у многих мальчишек у него был фотоаппарат «Смена». «В первый же день я сломал счётчик кадров, — улыбается, вспоминая те годы, фотохудожник. – Мучался потом, определяя, сколько кадров осталось. А снимки получались получше, чем у других ребят. Поэтому в восьмом классе пошёл в фотоклуб, серьёзно там занимался».

Тогда он и думать не думал, что фотография станет его профессией. Тем не менее, уже в музучилище несколько месяцев специально откладывал деньги, чтобы купить роскошный по тому времени «Зенит-Е». А фотографировал всё: демонстрации, концерты, соревнования, пикники – обычное хобби. Его «карточки» выделялись из общего ряда. Не только грамотными техническими параметрами, но и умело выстроенной композицией, мыслью.

Ему очень хотелось устроиться в Москве, но столица принимала иногородних очень неохотно, введя серьезные ограничения на их трудоустройство. Да и в Подмосковье была такая же история – без прописки не брали даже на заводы.

Впервые приехал в Обнинск летом 1977-го. Город понравился. Целый месяц прожил в гостинице, пытаясь найти работу – бесполезно. Но судьба улыбнулась – его познакомили с важной дамой из ФЭИ, и та составила симпатичному молодому человеку протекцию —  устроила в холостяцкое общежитие. С пропиской. А работу себе нашёл по специальности – старшим пионервожатым в школе. «Приходил домой, срывал с себя ненавистный галстук и через день ездил в Москву – в театры и музеи», — вспоминает Валерий Михайлович.

Потом удалось устроиться преподавателем в музыкальную школу – учил детей играть на баяне. Удовольствия не получал: «Слишком много бездарей было». Промучавшись на ниве просвещения несколько лет, Тянтов оставил её в 1995 году: «Решил уйти в автономный полёт, в творчество. Я ж не просто так щёлкал затвором фотоаппарата».

Подъём

Одно дело снимать школьников и свадьбы, совсем другое – подниматься к вершинам мастерства. Валерий же стремился к вершинам, хотел занять среди больших мастеров фотографии своё уникальное место. И он его нашел.

Это – панорамная фотография. Не случайный выбор.  Всё началось с панорамных фотографий монастырей. Валерий побывал во многих обителях Центральной России, глубоко запал в его сердце Боровский Свято-Пафнутьев монастырь. «Я получил доступ на все башни монастыря, — вспоминает Валерий. – С земли так не снимешь и с вертолета не сделаешь. А с башен получились шикарные панорамы с глубокой многокилометровой перспективой. И ещё надо уловить состояние природы, чтобы происходило что-то экстремальное, яркое – гроза, ливень или лучи солнца из-за тяжелых туч. Тогда получается интересно. Фотографию приходится ждать, и её нужно готовить».

Итогом этой работы стала персональная выставка и роскошный фотоальбом «Монастыри и храмы Русской Православной Церкви». Валерий сам подобрал к панорамным снимкам религиозные стихотворения великих поэтов от Ломоносова и Пушкина до Бальмонта и Брюсова.

Потом к нему пришла идея делать панорамные фотографии интерьеров знаменитых московских музеев. Кстати, в этом деле он стал первопроходцем — никто до него не выполнял такую сложную работу. Познакомился с президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели – безо всяких связей, просто «зайдя с улицы».  Великие люди зачастую очень просты в общении. Зураб Константинович благословил Валерия на съёмку панорамных фотографий атриума «Яблоко» в Академии художеств. Тянтов сделал девять панорам этого удивительного по красоте места. Самому Церетели фотографии так понравилась, что он украсил выставку скульптур в Италии огромными работами Валерия Тянтова и использовал их в книге, посвященной своему творчеству. Это ли не успех?

Ещё фотохудожник сделал круговые панорамные фотографии интерьеров Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Музея истории Москвы, Дарвиновского музея, Музея истории космонавтики в Калуге и многих других. Это огромные файлы, размером от 500 мегабайт, самым тщательным образом обработанные в различных специальных компьютерных программах. «Самые трепетные мои пристрастия – Её Величество  архитектура и интерьер», — говорит мастер.

Ещё одно удивительное знакомство у Валерия Тянтова произошло в музыкальном магазине. Он пришёл туда целенаправленно – купить диски «Всех симфоний Бетховена в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна». Вглядывается в одного из покупателей и узнает в нём великого театрального режиссера Романа Виктюка. Познакомились, поговорили. И Виктюк пригласил своего нового знакомого на съёмку спектаклей. Что важно – делать не постановочные фото на репетициях, а живые кадры спектаклей со зрителями. Валерий Тянтов снял четыре спектакля Романа Вюктюка, и его необычные работы стали событием в мире театральной фотографии.

Одно из любимых направлений его деятельности – макросъёмка природы и портреты животных. Глаз стрекозы или лапка жука выглядят на работах Тянтова причудливо и волшебно. Не случайно Дарвиновский музей  однажды организовал большую выставку макрофотографий Валерия Тянтова – было на что посмотреть! Отдельная и очень увлекательная страница его биографии – съемка в уникальном подмосковном зоопарке «Парк птиц». Три года мастер заходил в клетки к хищным птицам и добивался от них выразительного, неравнодушного взгляда. Поэтому эти снимки оставляют очень сильное впечатление.

…А что впереди? Валерий Тянтов ждёт озарения, божественного промысла. Жизнь подарит ещё новые встречи, новые замыслы, новые работы.

А.Собачкин