Не открывайте двери незнакомцам!

Сегодня мы продолжаем разговор с начальником обнинского городского отдела МВД Сергеем Воронежским о преступлениях, связанных с мошенничеством.

 — Сергей Сергеевич, давайте сегодня поговорим о случаях мошенничества, цель которых обман пенсионеров. У таких преступлений есть свои особенности?

— Пожилые люди в большинстве не являются активными пользователями Интернета и, конечно, не часто совершают онлайн-покупки. Кроме того, они предпочитают пользоваться только наличными деньгами и чаще всего хранят все сбережения дома. Поэтому действия мошенников нацелены на личную встречу с потенциальной жертвой. Мошенники рассчитывают на то, что представители старшего поколения привыкли доверять людям, даже незнакомым. Так они были воспитаны. Вспомните, например, как раньше ключи под дверным ковриком оставляли. В те времена человеку и в голову не могло прийти, что если звонят в дверь и говорят: «Здравствуйте, я из собеса, пришел сообщить вам о новых льготах», то это может быть кто-то ещё, а не социальный работник. Раньше обман под именем сотрудника соцзащиты или коммунальной службы был бы «ЧП мирового масштаба». А вот теперь гражданам нужно быть бдительными при общении с посторонними лицами.

— Какие основные схемы мошенничества сейчас используют преступники?

— Вот несколько наиболее часто встречающихся преступных схем. Приход в квартиру под видом социальных работников, работников газовых или других служб, сотрудников банка, Пенсионного фонда. Звонок якобы от сотрудника правоохранительных органов о том, что родственник совершил противоправное деяние, попал в ДТП, (сбил человека или был пойман с партией наркотиков), и теперь нужна крупная сумма, чтобы освободить его от ответственности. Или же внезапное появление «дальнего родственника», который срочно просит одолжить денег. Оповещение о выигрыше крупного приза, для получения  которого необходимо  заплатить налог. Продажа «чудодейственных» медицинских препаратов или приборов, которые избавят от тяжелых болезней. Вариантов обмана много. Но, кстати, отмечу, что в последние годы у нас уменьшилось количество мошенничеств под видом работников различных коммунальных служб. В этом  нам помогли и СМИ, и сами организации – водоканал, газовая служба, управляющие компании, которые активно распространяли памятки. И люди стали уже немного внимательнее и бдительнее.

— А какие «разводы» придуманы со стороны мнимых сотрудников банка?

— Чаще всего это предложение по обмену денег. Под видом представителей банка в квартиру к пожилым людям приходят мошенники и сообщают о грядущей денежной реформе. Предлагают показать имеющуюся в доме наличность, чтобы обменять старые деньги на новые, либо пересчитать и посмотреть, какие из них надо будет обменять в дальнейшем. Хочу напомнить гражданам, что о подобных экономических реформах заблаговременно широко оповещают официальные СМИ.

Бывают случаи, когда к пенсионеру приходят домой и сообщают о новой прибавке к пенсии. Но получать её можно только на отдельную банковскую карту, которую мошенники тут же и предлагают оформить. Пожилой человек, конечно, соглашается, сообщает все свои персональные данные, одноразовые пароли и коды доступа к счету, номер телефона якобы  для оформления новой карты. В итоге мошенники получают возможность списать все деньги с уже имеющейся карты.

— Доверчивость наших пенсионеров порой приводит к тому, что злоумышленники знакомятся с ними и просто на улице…

— Да, мошенники «присматривают» на улице одинокого пожилого человека и находят слова, чтобы обмануть его. Вот один из случаев. К пенсионеру около подъезда подошла женщина. Радостно здоровается, и говорит, что она его дальняя родственница, сейчас приехала в наш город на лечение. В дальнейшем выясняется, что ей, к сожалению, не хватает денег на операцию, которую нужно срочно сделать. И дедушка поверил, позвал женщину домой и отдал ей «на лечение» все свои сбережения. А ведь он никогда раньше не видел её. Мошенники неплохие психологи и работают так, что в процессе общения потерпевший сам сообщает информацию о себе – «Ой, вы наверно Наташа из Саратова?» — «Да-да, Наташа. Как приятно, что вы меня вспомнили».

Или ещё один пример. На улице двое мужчин подошли к одинокому пенсионеру. И сказали: «У нас сейчас есть миллион наличными, и нам надо временно где-то его положить на хранение, так как мы на несколько дней уезжаем. Можно у вас дома положить деньги, а мы вам заплатим за это, как вернемся?». Дедушка согласился, радушно пригласил их домой и предложил положить миллион туда же, где хранились его деньги «на чёрный день». После ухода незнакомцев пенсионер не обнаружил ни мнимого миллиона, ни собственных сбережений. Его 10 тысяч пропали, а на месте денег оказалась стопка билетов «банка приколов».

— Какую профилактическую работу проводят сотрудники ОМВД, чтобы таких преступлений стало меньше?

— Мы раздаем памятки населению, размещаем информацию в СМИ. Причём, работаем с разными возрастами, от школьников до пенсионеров. Да, кстати, знаете, почему мы начали профилактическую работу среди детей? Потому что зачастую старики внукам доверяют даже больше, чем своим детям. Поэтому «наставления от внуков» бывают более эффективны. Мы как-то приезжали к дедушке, которого обобрали мошенники-«соцработники». И вдруг он просит сотрудников полиции: «Эх, только внуку моему не говорите, пожалуйста, он ведь будет меня ругать. Он же меня предупреждал о подобных случаях и говорил, чтобы я ни в коем случае не впускал посторонних».

Есть положительные результаты нашей профилактической деятельности. Некоторые люди нам даже сами сообщают: «Мне позвонили, а я недавно читала вашу памятку, поняла, что это мошенники. Выключила телефон и сообщаю вам».

Но был и такой случай, когда мы приходим домой к пострадавшему, а у него на столе лежит наша памятка, где описаны подобные варианты мошенничества. Ну, вот как такое объяснить? Вот же строчка крупными буквами – именно ваш случай.

А ведь мошенники постоянно ищут новые способы обмана. Они придумывают, как завладеть деньгами, а  мы — как их поймать и предотвратить в дальнейшем подобные преступления. Люди должны быть максимально внимательными и осторожными. Самый главный совет — никогда не верить первому встречному, как бы он не был убедителен. Не стоит сразу же доверять незнакомцам, которые знают ваше имя, номер телефона или адрес. Ведь такую информацию в наше время получить совсем несложно. Если кто-то приходит в дом под видом, например, газовщика – проверьте удостоверение, позвоните в газовую службу. Мошенника это, наверняка, спугнет. Он, увидев, что разговор пошел не по его сценарию, скорее всего сразу уйдет, так как поймет, что хозяева уже догадались, в чем дело. И, как правило, управляющие компании размещают объявления на подъездах заранее. Если есть малейшие сомнения – звоните в полицию, или хотя бы своим детям, чтобы спросить совета. Я не призываю людей вообще не доверять друг другу. Доверять надо. Но есть хорошая пословица: «Доверяй, но проверяй». Народ её придумал на основании жизненного опыта.

Да, и ещё хочу призвать всех молодых людей, у которых есть пожилые родители, тоже проводить беседы с ними. Если мы все будем прилагать усилия, чтобы донести информацию, предупредить, обезопасить наших близких, то и преступлений будет значительно меньше.

В завершении темы расскажем о реальном случае, произошедшем с жителем нашего города.

Пенсионер Степан Матвеевич (имя изменено) 1932 г.р. встретился и разговорился на улице с незнакомыми мужчиной и женщиной. Они подошли к нему около подъезда и, представившись сотрудниками Пенсионного фонда, предложили пожилому человеку оформить доплату к пенсии для ветеранов Великой Отечественной войны.

Пенсионер, ничего не заподозрив, пригласил их зайти в свою квартиру. Дома в это время также была его супруга. Женщина начала разговор с ней о доплатах. А мужчина в другой комнате стал рассказывать Степану Матвеевичу о приближающейся денежной реформе, после чего попросил показать имеющиеся в доме денежные средства. Пенсионер стал доставать из шкафа спрятанные там сбережения, показал их гостю. В этот момент в комнату зашла супруга и спросила, что и зачем они делают. После этого визитёры поспешили уйти из квартиры, прервав разговоры о денежных реформах и доплатах к пенсии. После их ухода пенсионеры обнаружили, что вместе с незваными гостями пропали и все их сбережения — 157 тысяч рублей.

 Подготовила Н.Николаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *