Мошенники во Всемирной паутине

Наш сегодняшний разговор с начальником обнинского отдела МВД  Сергеем Воронежским будет посвящен мошенничеству. Именно этот вид противоправной деятельности активно набирает обороты в последнее время, и всё больше граждан попадаются на уловки преступников.

 — Сергей Сергеевич, какова на сегодня статистика по данному виду преступлений?

— Недавно мы подвели итоги работы за девять месяцев текущего года. Посмотрим на цифры – с начала этого года по Обнинску зарегистрировано 266 случаев мошенничества общеуголовной направленности. В прошлом году за тот же период – 130 случаев, то есть, в этом году их количество увеличилось в два раза. И хочу заметить, что это сейчас самый распространенный вид преступлений не только в Калужской области, но и в других регионах.

— С чем, по-вашему, это связано?

— По большей части с появлением электронных денег, карточек, безналичных расчетов, возможностью перевода денежных средств посредством Интернета. И естественно у преступников сразу же появляются новые возможности завладеть чужой собственностью.

— Какие виды мошенничества с использованием электронного денежного оборота вы можете назвать как самые распространенные?

— Самое распространенное на сегодня – это покупки через сеть Интернет и операции с банковскими картами. Люди находят предложение с большими скидками в Интернет-магазине, оформляют заказ, делают предоплату товара, а товар не получают, либо получают совсем не то, что заказывали. После перевода денег телефон продавца не отвечает, сайт не работает или закрывается, а деньги покупателя пропадают в неизвестном направлении.

Ещё один вид мошенничества с предоплатой – это бронирование жилья на курортах. Люди выбирают и бронируют жилье заранее, вносят требуемую сумму, а когда звонят уже перед отъездом по указанному номеру, то настоящие владельцы якобы сдаваемого жилья им говорят, что какой-либо договоренности между ними не было. В итоге люди и деньги потеряли, и остались без хорошего варианта заселения.

— На что необходимо обращать внимание, чтобы не попасть в подобные ситуации?

— Прежде чем что-то покупать в Интернете, поищите отзывы о данном сайте, фирме, отеле в других источниках. Если кого-то уже обманули, он обязательно напишет об этом и поделиться печальным опытом общения с мошенниками.

Мы хотим купить товар дешевле, не зная, кто его продает, не видя этот товар, не потрогав его, не проверив его работоспособность. Когда вы приходите в обычный магазин — купить, например,  молоко — то, взяв пакет с полки, смотрите на срок годности, кто и где произвёл это молоко, обращаете внимание на качество упаковки. Если всё устраивает, то покупаете товар. А в Интернете вы видите товар на картинке и не знаете, кто вам его продает. Однако вас привлекает цена – она в два раза меньше, чем в других магазинах. И почему-то это ни у кого не вызывает подозрения, а зря. Именно погоня за скидками и самыми низкими ценами и приводит к потере денег.

Не совершайте таких бездумных покупок. Ищите варианты, где можно оплатить товар при получении. Если убедились, что с товаром все нормально, только тогда оплачивайте. Если продавец честный, то три-четыре дня для получения оплаты за свой товар не сыграют для него роли.

— А что нового в мошенничестве с банковскими картами?

— Самый распространенный сейчас вид обмана – не новый, но до сих пор широко используемый и приносящий плоды мошенникам способ. Это когда вам звонят, представившись сотрудником службы безопасности банка, и говорят, что с вашей карты сделан перевод другому лицу, либо сообщают, что карта заблокирована. Спрашивают, в курсе ли вы, и затем предлагают вам назвать все данные своей карты, чтобы проверить или отменить совершенные операции. Конечно же, цель всех этих манипуляций – узнать у человека все необходимые данные (коды доступа, одноразовые пароли), чтобы удаленно совершить списание средств с его счета. Настоящий сотрудник банка знает эти сведения. В случае сомнения позвоните в банк на «горячую» телефонную линию, номер которой указан на оборотной стороне вашей карты и уточните всю информацию, или дойдите до ближайшего отделения вашего банка.

В последнее время появился еще один вид мошенничества — с использованием мобильных терминалов. Когда мошенники, держа в руках терминал, пытаются списать деньги с карт, имеющих бесконтактную оплату, подойдя вплотную к человеку. И если карточка находится в кармане одежды или боковом кармане сумки, то средства успешно списываются с его счета. Подобные манипуляции легче осуществлять в местах большого скопления людей, это рынки, торговые центры, вокзалы, остановки общественного транспорта. У нас в городе пока ещё не было зафиксировано таких случаев. Но все равно — призываю граждан быть внимательными.

— Что посоветуете, чтобы не попасть в подобную ситуацию?

— Не носите банковские карточки в карманах одежды или сумочки, а убирайте их куда-нибудь подальше. Также напомню, что небезопасно пользоваться общественным вай-фаем – в транспорте, торговых центрах, кинотеатрах. Ведь когда вы подключились к такой сети, то автоматически дали доступ к своему телефону и своим данным.

— Случаи мошенничества сейчас встречается и в соцсетях?

— Да, известный способ – когда в соцсетях знакомый или дальний родственник вдруг просит у вас денег в долг, написав, что у него случилась беда. И люди сразу же готовы помочь: переводят деньги, даже не задумываясь. И только потом, спустя какое то время, начинают звонить и узнавать, а что же у человека случилось. А он и знать ничего не знает. Личные страницы в соцсетях сейчас могут взламывать с легкостью.

В подобной ситуации сначала позвоните человеку, узнайте, что случилось, действительно ли ему нужна помощь. Тем более, в случае, когда ранее он у вас никогда ничего не просил.

— Какие общие особенности есть в интернет-мошенничестве? На что преступники «ловят» пострадавших?

— Вы знаете, здесь много субъективных факторов. Часто это просто жадность человека, желание получить максимальную выгоду, как в случае покупок с большой скидкой или предложения начислить огромные премиальные бонусы на карту. У нас же есть такая пословица, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но до сих пор мы в эту мышеловку попадаем. Отдавая вот так легко свои «кровные» деньги, делая 100% предоплату неизвестному продавцу — о чем люди думают?

Ну и второй вариант – это невнимательность и необдуманность, как в случае, когда позвонившему незнакомцу с легкостью верят и сообщают все свои данные.

И ещё один момент – большинство людей почему-то уверены, что никогда не попадутся на уловку мошенников. Понимаете, многие как-будто и не осознают, что такое Интернет. Люди работают через различные серверы, и представляясь, например, вашими соседями, на самом деле могут находиться в любой точке не только нашей страны, но и за границей. По своим областям мошенники, как правило, и не работают. На территории других государств, конечно, очень тяжело выявлять таких преступников.

Ещё раз призываю всех, будьте бдительны! Ведь, я уверен, каждому  из вас деньги достаются не так легко, чтобы вот так беспечно с ними расставаться.

И в завершение нашей беседы приведем реальные случаи мошенничества, от которых в последнее время пострадали жители нашего города (имена и фамилии потерпевших изменены).

  1. Жительница Обнинска Анна Куликова получила в социальной сети сообщение от своей подруги с просьбой срочно одолжить денег. Анна сразу же перевела подруге 14000 рублей, предварительно даже не созвонившись с ней.

Спустя неделю она позвонила подруге, чтобы узнать, когда та сможет вернуть ей долг. И с удивлением узнала, что никаких сообщений Анне она не отправляла и денег не просила. Как выяснилось, неизвестные лица взломали страничку женщины в соцсети и от её имени осуществляли рассылку с просьбой одолжить денежные средства.

  1. 31-летней обнинчанке Дарье Котовой позвонила неизвестная женщина и, представившись сотрудницей банка, сообщила, что в настоящее время с ее счета происходит списание денежных средств. Дарья, конечно, никаких операций по переводу денег не осуществляла, и тогда звонившая женщина попросила её для отмены операции срочно сообщить реквизиты банковской карты и проверочный код.

Ничего не заподозрив, Дарья выполнила все просьбы «сотрудницы банка», в том числе назвав ей и пароль из смс-сообщения. После завершения разговора женщина проверила свои счета и обнаружила, что с её счета было списано 15500 рублей.

  1. Житель города Виктор Семин заказал сотовый телефон в неизвестном ему ранее Интернет-магазине (позже он даже не смог вспомнить название сайта-продавца). Сделав предоплату почтовым переводом на сумму 5600 рублей, он стал ждать поступления заказа. Получив посылку с заказом, Виктор обнаружил, что присланный товар не соответствует заказанному. Ему был отправлен телефон другой марки, стоимостью 690 рублей.

 Подготовила Н.Николаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *