НАДЕЖДА ПАК: «КОНФЕРЕНЦИЯ — ЭТО ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура».

Продолжаем публикацию материалов об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Эти статьи подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом президентских грантов.

Надежда Идюновна Пак работает с МАН «Интеллект будущего» с 90-х годов. Мы попросили её рассказать о новом педагогическом опыте, приобретённом в процессе этого сотрудничества, об эстафете знаний, о развитии инновационных направлений в современной школе.

Эта работа сразу показалась очень интересной и важной, потому что уже тогда чувствовалось, что начинаются изменения в школе, появились тенденции к тому, чтобы ребята получали специальную подготовку по наиболее интересным для них самих дисциплинам. Такие конференции оказались очень актуальными.

Команда литературоведов

О Малой академии наук я узнала от Азы Феодосьевны Папиной, прекрасного специалиста по истории русского языка. Она же рекомендовала меня Льву Юрьевичу Ляшко для участия в качестве эксперта в конференции «Юность. Наука. Культура» (ЮНК). Сразу же удивили сильные работы школьников, приезжавших из самых разных уголков нашей страны. Сложился профессиональный коллектив: учителя высокого класса Ольга Львовна Петрик, Ирина Энверовна Карлы, аспирант Тверского университета Светлана Юрьевна Артёмова. Светлана и Ирина вскоре защитили кандидатские диссертации. По зарубежной литературе – доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Наталия Александровна Соловьёва. В конце 1990-х – начале 2000-х секция литературоведения была самой многочисленной: приезжало до 50 ребят. Вырос и коллектив экспертов: доктор филологических наук, профессор КГПУ им. Циолковского Игорь Алексеевич Каргашин, доктор филологических наук, профессор КГУ Елена Анатольевна Балашова, кандидат филологических наук, профессор КГУ Елена Спиридоновна Себежко. Позже пришла учитель высшей категории Лариса Валентиновна Чернова. Важная составляющая нашего коллектива — объединение специалистов по теории литературы, по истории русской (древняя, XIX и XX вв.) и зарубежной литературе.

Почему выбирают конференции МАН «Интеллект будущего»

Если уж выбирать творческое соревнование, наверное, то, что уже хорошо себя зарекомендовало. И ребята выбирают ЮНК. Здесь нелегко, но необыкновенно интересно.

Приезжали очень сильные девочки из Краснодара, которые за несколько дней до этого были на другой конференции. Спрашиваем, зачем им две, это же большие расходы. Отвечают: туда мы едем только за дипломами, а к вам — учиться. Конечно, нам приятно это слышать, но главное в том, что конференция способствует их росту в избранном направлении. Мы подходили и подходим к школьникам так же, как к студентам, которые пишут научные работы, потому что им это, собственно, и надо.

Когда проводятся мастер-классы, школьники с большим интересом воспринимают материал и включаются в работу. Как-то уже в «Яхонтах» произошла накладка. Ребятам объявили, что в то же время, что и мастер-класс, будет встреча с космонавтом. Обычно все бегут на такие мероприятия. Мы думали, что на мастер-класс придут два-три человека. Пришли все! Это показатель осознанного отношения к своему пребыванию на конференции.

Многие педагоги понимают, что даже если ребёнок просто поучаствовал, не получив диплома лауреата, он всё равно что-то почерпнул, участвуя в конференции ЮНК. Потому что он видит, как другие выступают, понимает, как надо делать. В первые лет пятнадцать по результатам было очень много участников, не получавших лауреатские дипломы. Но они всё равно приезжали снова. И видно было, что школьник уже готовит доклад со знанием дела, с пониманием того, что нужно на конференции. Они послушали работы других, оценили требования экспертов, получили рекомендации.

Литературоведение как наука

Были иногда очень интересные и притом большие делегации (из Самары, из Краснодара). Девушки из «наяновской» академии Самары нас просто восхитили. Потом они все поступили в вузы (МГУ, РГГУ и др.). Они как раз продемонстрировали, что не надо брать какие-то глобальные темы. Своё умение прочитать и проанализировать текст можно на маленьком рассказе или на одном стихотворении. Самое главное — проявить навыки самостоятельной  работы с произведением. Были прекрасные работы, как по русской, так и по зарубежной литературе.

Но взглянуть по-своему на текст – это не значит позволить себе произвол. Писатель создает произведение с определенным замыслом. Исследователь должен увидеть, как, какими средствами авторская идея воплотилась в художественном произведении. А поскольку все элементы формы взаимосвязаны, то рассмотрение отдельных составляющих может многое открыть в замысле писателя. Отсюда анализ сюжета и композиции, системы образов, речевой специфики героев и повествователя, особенностей пространства и т.д.

Ребята должны приучаться читать не только учебник, но и исследовательскую литературу. И реферативные работы могут быть очень серьезными. К примеру, историографический обзор по какой-либо проблеме или по какому-то роману. Необходимо познакомиться с большим кругом статей, монографий, разобраться в особенностях подходов к изучаемому материалу. Понятно, что это делается уже опытными исследователями. Но и ребята могут подобную работу осуществить, взяв для сопоставления две-три статьи об одном произведении.

Можно проследить особенности функционирования какого-то образа в ряде стихотворений одного поэта или один и тот же мотив у разных авторов.

В связи с проблемами подготовки ребят к конференции мы издали пособие «Анализ художественного произведения. В помощь школьникам и студентам». В нём обобщён наш опыт работы на конференциях «Юность. Наука. Культура». Для учителей эта книжка тоже будет полезна.

Когда хорошая работа, видно, что и педагог хорошо работал. У современных учителей такая загруженность, что заниматься научным поиском – это, я считаю, подвиг в наше время. Поэтому они тоже порой не сразу ориентируются, что надо, что не надо, как темы сформулировать. Мы проанализировали, какие должны быть подходы к выбору темы, что вообще не надо брать. Одно время было сильное увлечение религиозными темами. Берут, например, «Лето Господне» И.С. Шмелёва и начинается: вот храмы, вот иконы и т.п. А дальше-то что?! Зачем всё это в произведении и как автор это использует?

Или берут фольклор (сказки, былины и прочее) – кажется, что всё это так хорошо, легко и просто. Но ведь это сложнейший материал для анализа, и школьникам, особенно младшего и среднего звена, он не под силу.

О себе

Я училась на севере, школу заканчивала в поселке Яреге Ухтинского района Коми АССР. Школа была сильная: 75% выпускников поступали в вузы. Причём вузов «своих» не было — ехали в Москву, Ленинград. Только, когда мы выпускались, открылся политехнический институт в Ухте. До окончания школы увлечения были разные: ботаника, химия, литература. Уроки литературы проходили у нас очень интересно. Не могу не вспомнить свою учительницу – Аду Константиновну Лазареву.

В 1975 году я поступила на филфак МГПИ им. В.И. Ленина (теперь МПГУ). Первый курс шёл тяжело: латынь, старославянский, древнерусская литература. Но в итоге последняя и стала моей специальностью. И тоже благодаря талантливому преподавателю – Николаю Ивановичу Прокофьеву, ставшему позже и научным руководителем моей кандидатской диссертации. Помимо лекций он вёл ещё кружок древнерусской литературы. А здесь уже другие разговоры – и шире, и глубже, а самое главное – кружок этот каждый год отправлялся в экспедиции по древнерусским городам. Меня привлекло, прежде всего, это. Экспедиции разные были: фольклорные, диалектологические. В то время вуз наши поездки оплачивал, у нас даже были суточные – 50 копеек. Постепенно на литературу мы стали по-другому смотреть. После первой же экспедиции у меня не было вопросов, чем я дальше буду заниматься. Поездки в Нижний Новгород, в Ростов Великий были не только ознакомительные, но и практические: мы делали описи (пусть элементарные) рукописных книг, а это – навык чтения. Когда пошла в отдел рукописей Ленинской библиотеки и других древлехранилищ (в связи с подготовкой кандидатской), то проблем с чтением рукописей не было. Потом появились издания писателей-эмигрантов и меня очень заинтересовали произведения Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва. Так написала докторскую диссертацию о традициях древнерусской литературы в творчестве этих писателей. Работая в Калужском пединституте, сама уже организовала литературоведческий кружок, тоже некоторое время возила студентов в экспедиции. Студентам это просто необходимо!

***

Надежда Идюновна Пак – доктор филологических наук, один из тех экспертов, на которых, «как на Атлантах», держится работа конференции «Юность, наука, культура». Она всей душой болеет и за движение юных исследователей, и за родное литературоведение. Ей важно, чтобы появлялись люди, готовые к поиску нового. Но ей не менее важно, чтобы они были по-человечески порядочны, умели принимать советы экспертов, выстраивать путь своего дальнейшего личностного роста.

Как она гордилась, когда коллеги защитили докторские диссертации: «Теперь у нас в экспертном совете – три доктора наук! Знай наших!» Это норма: самые высокие требования к конкурсантам — и к себе, к своим коллегам. И радость за успехи.

В настоящее время Надежда Идюновна Пак работает в Музее истории города Обнинска.

Подготовила С.Алексеева

МАН «Интеллект будущего»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *