По новому пути

 

Транспортная система наукограда.  Внедрение безналичной оплаты проезда

Первая часть беседы с Анной Ерёминой, начальником обнинского управления потребительского рынка, транспорта и связи, вышла в номере нашей газеты в прошлую субботу. Прочитать её можно на сайте vperyod.ru. Сегодня мы продолжаем тему и  расскажем о новых возможностях оплаты проезда, обнинской транспортной карте и обновлении автопарка маршрутных автобусов, обслуживающих город, в том числе для маломобильных пассажиров.

Уже после сдачи предыдущего субботнего номера в печать стало известно, что существенные изменения произошли в плане движения маршрутов 18 и 19. Теперь эти маршруты, которые заявлены как внутригородские, не заезжают в деревню Кривское Боровского района. Ранее они следовали от Привокзальной площади до соседнего с наукоградом населенного пункта. С 16 ноября с вводом в эксплуатацию нового светофорного объекта на въезде в район Экодолье, у автобусов этих маршрутов появилась возможность совершать разворот непосредственно в черте города, без необходимости продолжать движение до Кривского. Напомним, маршруты 18 и 19 пришли на смену маршруту 16 в этом году.

Не только для первопроходцев

Обнинск находится на важном этапе совершенствования транспортной системы на годы вперёд. Причём многие жители об этом даже не догадываются, ведь далеко не все из нас относятся к так называемым «early adopters» (англ.) – первопроходцам в принятии новых технологий. Фактически речь идёт о том, чтобы сделать рынок пассажирских услуг цивилизованным, когда всем пассажирам будет доступен удобный для них способ оплаты проезда: наличными, банковской картой, смартфоном или электронным кошельком, привязанным к транспортной карте.

В 2019 году в наукограде был проведен конкурс по выбору оператора по внедрению автоматизированной системы учёта и оплаты проезда. Его победителем стала калужская компания «Центр информационной поддержки» (ООО «ЦИП»). Это предприятие является своеобразным промежуточным звеном между пассажирами общественного транспорта и компаниями, осуществляющими перевозки. По информации из открытых источников – это небольшая компания, которая специализируется на внедрении и комплексом обслуживании автоматизированной системы оплаты проезда в регионе с 2017 года. В «ЦИП» говорят, что они представлены во всех районах Калужской области, которые обслуживают межмуниципальные маршруты, включая Обнинск и Калугу.

Революция от калужских интеграторов

В Обнинске система оплаты, реализованная совместно с ООО «ЦИП», уже доступна в транспортных средствах частных перевозчиков. Это происходит по мере того как они заключают муниципальный контракт по каждому маршруту (с мая 2020 г.). Система функционирует по правилам, разработанным управлением городской администрации по транспорту и калужским интегратором. Как рассказывает Анна Ерёмина, первопроходцами в наукограде стали автобусы обнинского муниципального автотранспортного предприятия ещё в июле 2018 года. Именно в них появились первые терминалы, которые поддерживают безналичную оплату. Стоит отметить, что помимо возможности взимания фиксированной платы за проезд, эти терминалы также поддерживают работу с льготными проездными документами федерального и регионального значения (ЕСПБ).

И здесь речь идет о настоящей «революции» в сфере транспортного обслуживания для льготных категорий пассажиров. До лета 2020 года льготников, которым положен бесплатный проезд в общественном транспорте, в Обнинске обслуживало исключительно МП ОПАТП. Это было связано с особенностями регионального законодательства, по которому компенсация пассажироперевозчикам по факту осуществления услуг для льготных категорий осуществлялась только по персонифицированным отчетам АСОП, подтверждающим факт поездки льготника.

Сейчас же, по мере того, как пассажироперевозчики, обслуживающие городские маршруты, заключают договоры с ООО «ЦИП», им становится доступной и перевозка льготников, а также, что важнее для предпринимателей, и компенсация из региона. После подписания договора все водители маршрутных автобусов обязаны приобрести терминалы для оплаты проезда, так называемые валидаторы, с помощью которых и осуществляется оплата и учёт всех поездок. Здесь, как уточняет Анна Ерёмина, необходимо проводить разъяснительную работу, как с водителями, так и с руководством транспортных предприятий (такая работа ведётся управлением транспорта постоянно). Это позволит первым быть уверенными в том, что льготник – не то же самое, что «заяц» и за его перевозку они получат деньги, а вторым – своевременно предоставлять информацию о пассажирах-льготниках для получения компенсации.

На ряде городских маршрутов были случаи, когда списания с транспортных карт пассажиров осуществлялись не сразу после поездки (или в течение дня), а с существенной задержкой. Это вызывало беспокойство граждан, ведь при оплате по банковской карте или со смартфона списание происходит сразу. Как поясняют в «ЦИП», в транспортных картах используется другая технология работы эквайринга (перевода денег между счетами), которая существенно отличается от эквайринга в магазине. Это вызвано тем, что на транспорте не всегда имеется стабильное соединение с интернетом, поэтому в «транспортном» эквайринге данные по оплатам банковскими картами отправляются по определенным интервалам времени, в момент устойчивого интернет-соединения. Задача управления, возглавляемого Анной Ерёминой, вести образовательную работу как среди существующих и потенциальных пользователей карт, так и среди водителей. Другими словами, важно, чтобы если в маршрутном автобусе возникнет вопрос по использованию безналичной оплаты, будь то у пенсионера, или у школьника, он мог разрешиться бесконфликтно.

В чём плюсы для льготников?

Важно это и для тех, кто пользуется региональными и федеральными льготами (а это и ветераны, и инвалиды, и ещё более 20 категорий граждан) – если раньше они могли бесплатно перемещаться по городу только на маршрутах муниципального автотранспортного предприятия, то теперь число таких маршрутов существенно расширилось. По словам Ерёминой, мониторинг, который проводит управление транспорта, показывает, что число льготников, которые пользуются городским общественным транспортом, растёт уже три месяца подряд.

Если же говорить об остальных жителях, то уже сейчас на большинстве городских маршрутов обнинцы и гости наукограда могут расплачиваться за проезд не только наличными, но и с использованием банковских карт, смартфонов и умных часов, а также предоплаченных транспортных карт. И если с оплатой смартфоном многие уже знакомы (в том числе, благодаря возможности совершать покупки в магазинах и других торговых точках, оборудованных соответствующими терминалами), то вот транспортная карта в Обнинске появилась впервые для всей Калужской области.

Сила ТОКа

Что представляет собой Транспортная Обнинская Карта («ТОК»)? Для тех, кто бывает в Москве, Подмосковье или, например, Санкт-Петербурге, такие карты уже не новость. Обычно они носят простые и броские названия: «Тройка», «Стрелка», «Подорожник». В Обнинске карту назвали ТОК – как говорит директор ООО «ЦИП» Михаил Катунцев: название выбирали коллективом, учитывая мнение обнинской администрации.

Эта карта представляет собой обычную пластиковую карту с номером счёта на обратной стороне – это так называемый предоплатный счёт в системе, поддерживаемой ООО «ЦИП». Саму пластиковую карту, оснащенную чипом для беспроводной оплаты, можно приобрести в почтовых отделениях, а также в контактном центре «ЦИП» (на ул. Курчатова, д 36, 3 этаж, офис 47). Партнером калужского интегратора стал «Сбербанк»: это позволило решить вопросы, связанные с пополнением электронного кошелька. Положить деньги на счёт можно через банкоматы и платежные терминалы банка, а также на сайте Сбербанка или с помощью приложения Сбербанк Онлайн.

Есть и специальный сайт tkarta40.ru, который позволяет пополнять счета через Интернет. Здесь можно найти контакты службы поддержки, которая ответит на вопросы, связанные с эксплуатацией ТОКа.

Важное замечание от Анны Ерёминой: пополнять карту прямо перед поездкой – не лучшее решение. Здесь работает тот же принцип, что и при пополнении банковских карт – денежные средства могут зачисляться от нескольких часов до суток. Мгновенно положить деньги «в кошелёк» можно лишь в офисе ООО «ЦИП» на ул. Курчатова, а также в здании Автовокзала (ул. Железнодорожная, д 6, касса №4).

Руководитель управления транспорта рекомендует выбрать удобный для каждого пользователя минимум (50, 100 или 250 рублей) и стараться пополнять карту по мере приближения остатка средств на счёте к этому лимиту. В компании «ЦИП» пояснили, что планируют внедрить возможность моментального пополнения транспортной карты во всех банкоматах и устройствах самообслуживания Сбербанка до конца 2020 года.

 

До конца года в городских маршрутах Обнинска проходит акция. При оплате с помощью банковской карты VISA (пластиковой или виртуальной в смартфоне или умных часах) стоимость проезда составит 20 рублей вместо 22.

Развитие на благо города

Ранее мы уже говорили о том, что транспортная «революция» делает рынок пассажирских услуг более цивилизованным. В чем же это выражается? В первую очередь – в сокращении объемов наличной оплаты проезда. Водители маршрутных автобусов должны получать регулярную заработную плату, а вырученные средства от поездок горожан облагаться всеми соответствующими налогами. Транспортная карта не именная, пользоваться ей могут и дети, и члены одной семьи.

По словам Михаила Катунцева, в дальнейших планах ввести на карте «ТОК» дифференцированный тариф в зависимости от числа совершенных поездок. Чем больше поездок будет оплачено картой, тем меньше будет их стоимость. Такой механизм уже утвержден в ряде регионов РФ, в том числе в Московской области.

Чем более прозрачным будет рынок городских пассажирских перевозок, тем больше средств будет у пассажироперевозчиков на то, чтобы регулярно обновлять парк транспорта. В этом году городское транспортное предприятие уже вывело на линии несколько новых автобусов. Важно, чтобы этот автопарк был доступен для маломобильных пассажиров и людей с детскими колясками.

Также в городе обсуждается развитие экологичного пассажирского транспорта на природном газе – Калужская область снижает налог на эксплуатацию таких автобусов. А недавно глава администрации Обнинска Татьяна Леонова поднимала вопрос о перспективных закупках электробусов, которые не выделяют вредных выбросов при движении. Но важно понимать, что развитие городского транспорта невозможно без совершенствования механизмов оплаты. Это означает, что привычка доставать мелочь из кармана или кошелька при оплате проезда в будущем уйдёт из жизни обнинцев. Как надеется Анна Ерёмина – это будущее уже не за горами.

Д.Читая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *