ЮРИЙ КОРОВИН: «ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ НАДО ПРИВИТЬ»

Обнинск инновационный. К 35-летию конференции «Юность, наука, культура».

Продолжаем публикацию статей об экспертах Малой академии наук «Интеллект будущего». Статьи подготовлены в рамках проекта «Юность науки»: акселератор исследовательской и проектной деятельности учащихся России», который был поддержан Фондом Президентских грантов.

Традиционно физика считается самым сложным школьным предметом. Мало кто начинает ее понимать с первого же дня. Но эксперт по физике Малой академии наук «Интеллект будущего» профессор ИАТЭ НИЯУ МИФИ Юрий Александрович Коровин с ранних лет мечтал связать свою профессиональную деятельность только с техническими науками.

 Первый полезный опыт

После школы Юрий Коровин поступил на физико-математический факультет Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова, на отделение физики. В 1960 году перед молодым специалистом встал выбор: аспирантура или интересная и очень ответственная работа. Предпочёл второй вариант.

В те годы остро стоял вопрос о создании оборонного комплекса вокруг Москвы. В научно-исследовательский институт, куда я попал, направили лучших выпускников из 20 университетов страны. Перед нами поставили сложную задачу, с которой мы успешно справились. В НИИ Минобороны я отработал три года, а затем поступил в аспирантуру МГУ имени М.В. Ломоносова, на кафедру теоретической физики. Тема моей кандидатской диссертации называлась так: «Вынужденное и спонтанное излучение электронов в аксиально-симметричном магнитном и скрещенных полях», — рассказывает он.

Первый опыт практической работы с участием в интересных экспериментах оказался чрезвычайно полезным. Но хотелось учиться дальше.

Отпускали меня в аспирантуру неохотно и взяли слово, что если не поступлю, то вернусь в институт, — продолжает Юрий Александрович. — Я пообещал. Через год, учась в аспирантуре, приехал в НИИ на защиту кандидатской диссертации товарища, с которым мы работали вместе над одной темой. Руководитель отдела спросил, не жалею ли я, что уехал. Ведь в только что успешно защищённой работе — много моих результатов. Я ответил, что ничуть не жалею. За год обучения в МГУ я получил знаний больше, чем где бы то ни было.

 Педагог — это личность

После окончания аспирантуры Юрию Коровину предлагали несколько вариантов трудоустройства. Тот самый редкий случай, когда не человек ищет работу, а она находит его. Звали заведовать кафедрой физики в Муроме, приглашали и в другие города. Но он прислушался к рекомендациям поехать в Обнинск. Такой совет дал известный обнинский учёный, тогдашний заведующий кафедрой ядерной физики филиала МИФИ Станислав Романович Холев. И в 1966 году молодой учёный приехал в город науки. Стал трудиться на кафедре физики. Поначалу столкнулся с бытовыми трудностями: жил в общежитии, хотя у него уже была семья, в которой рос малыш. Потом получил жильё и окончательно обосновался в Обнинске.

Когда Коровин начинал преподавать в филиале, нынешнем Институте атомной энергетики НИЯУ МИФИ, сам был ненамного старше своих студентов. Но отношения с ними складывались хорошо, авторитет он завоевал быстро.

В студенческие годы я ездил работать на целину. Кстати, там познакомился со своей женой, с которой мы вместе уже 60 лет. И продолжил ездить в стройотряды, уже будучи преподавателем вуза. Трудился на равных со студентами, — рассказывает Юрий Александрович.

Многие его студенты впоследствии добились успехов в науке. Как показывает практика, ученики охотнее изучают предмет, если преподаватель вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Знания передаются персонально, сквозь призму индивидуальности, от человека к человеку.

Юрий Александрович по сей день трудится в ИАТЭ. Заведует кафедрой общей и специальной физики. У него длинный перечень регалий и научных званий. Завкафедрой, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почётный доктор ИАТЭ НИЯУ МИФИ и Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова, который входит в состав Белорусского государственного университета.

В 1975 году ему было присвоено учёное звание доцента по кафедре общей и специальной физики, в 1990-м — профессора по этой же кафедре. В 1995 году в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне он защитил докторскую диссертацию по специальности «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях».

Юрий Александрович — автор более 250 научных публикаций. В числе его учеников есть доктора и кандидаты наук. Многие из них успешно работают в российских НИИ и за рубежом. Достижениями своих студентов он по праву гордится.

Школьники — будущее науки

В Малой академии наук «Интеллект будущего» Коровин начал работать с первых дней её создания. Его сразу заинтересовал этот проект. Юрий Александрович оценил, насколько он полезен и необходим для выявления одарённых детей, занимающихся исследовательской и творческой деятельностью.

Талантливые ребята входят в физику посредством Малой академии наук, — подчёркивает ученый и педагог.

Коровин радеет за будущее нашей науки, поэтому ему интересна работа со школьниками. Малая академия существует уже более трёх десятков лет, но каждый год здесь реализуются всё новые и новые образовательные идеи и методы. Спрос на участие в конференциях, олимпиадах, всевозможных конкурсах неуклонно растёт.

В программах конференций, проводимых «Интеллектом будущего», предусмотрены также семинары и мастер-классы для преподавателей. Педагоги со всей России едут целыми делегациями на проекты МАН, чтобы изучить опыт организации исследовательской деятельности в общеобразовательной школе. В результате эксперты отмечают, что уровень научных работ школьников значительно вырос. С каждым годом эта организация вовлекает в свою деятельность сотни и тысячи людей — детей и взрослых, школьников и студентов, рядовых преподавателей и профессоров, даже академиков.

Юрий Александрович уверен: интерес к исследовательской деятельности во многом формируется тогда, когда этим делом увлечён сам педагог. Любовь к предмету, будь то физика или литература, биология или философия, начинается с умения учителя её привить.

Именно эта задача является для меня, как для эксперта «Интеллекта будущего», самой главной – вовлечение детей в науку, сохранение и развитие научного потенциала России, — подчёркивает Юрий Коровин.

Добавить комментарий